Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Безотходное производство «Гришковец»

Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Обаятельный, забавный человек с неактерской внешностью, умеющий, застенчиво поправляя очки и неловко пожимая плечами, коснуться сокровенного, уже давно пленил всех. Его теперь уже прославленная интонация — запинающаяся, доверительно-автобиографическая — стала стилем, даже жанром, для которого критики, изощряясь, сочиняют определения. 

Ни один поклонник Евгения Гришковца, пришедший на «Осаду», обманутым себя не почувствует, хотя на сцену сам человек-театр поднимается не каждый раз. Впрочем, впервые встречаться с его творчеством, мне кажется, лучше не здесь.
Снова, как в легендарной «Собаке» и в главном, на мой взгляд, спектакле Гришковца «Дредноуты», темой стала война и люди войны. И снова эта тема взята в нежном человечно-ностальгически-романтическом ключе. Но, в отличие от прославивших Гришковца спектаклей-монологов, разложена на несколько голосов и даже озвучена небольшим живым оркестриком.
Главное ощущение от спектакля, высказанное одним из его героев: «Кажется, я эту историю уже где-то слышал». Причем, ни о каком плагиате речи нет, просто герои рассуждают о событиях, в которых минимально эрудированный зритель быстро признает самые известные древнегреческие мифы. То возникает некий парень по прозвищу Бубнило, который, перегородив реку, быстренько почистил конюшни какому-то деду. То вспоминается другой крендель, в качестве хобби ежедневно катавший в гору огромный булыжник, неизменно скатывавшийся на полдороге. Ближе к финалу выясняется, что один из персонажей, невзрачный мужичонка со всеми признаками рефлектирующего интеллигента (Александр Усов), совершенно неуязвим, за исключением пятки.
Изящная в своей необязательности драматургическая конструкция, вокальный вставки (на любителя, мне они показались излишними) и осторожный налет морализаторства под ироническим соусом: «Остановить военные действия гораздо мужественнее, чем продолжать бессмысленную войну».
Попадаются в спектакле пронзительно трогательные моменты — «вот он, настоящий Гришковец», вроде гибели Воина: богиня вложила ему в руки стрелу, он, удивленный, еще бормочет «а че, собстно?», а друзья уже все поняли, стащили с голов вязаные шлемы и, грустно помолчав, ушли.
Но так восхищавшие в произведениях Гришковца щедрые россыпи откровений, упоительно вперемешку — шуточные, щемящие, локальные и общечеловеческие — куда-то пропали. Остались скупо отмеренные, тщательно дозированные на протяжении спектакля перлы. Будто нашлись в писательской записной книжке какие-то соображения, вот их автор и пристроил, чтобы даром не пропадали. А промежутки заполнил проверенными «ну», «э», «ты понимаешь», и другими чертами «театра по Гришковцу», а также обаятельной музыкой, примитивистскими декорациями и азартными актерами.
Вообще-то, часто несколько душевных моментов на спектакль бывает вполне достаточно, но от Гришковца всегда ждешь большего.


Пресса
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003