ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Лицедеи

Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Французский проект» Художественного театра, начавшийся в прошлом сезоне, продолжается вновь. Уже сыграли «Предел любви» Паскаля Рамбера. Следующая проба сил — «Несвоевременный визит» Копи в постановке Филиппа Шемена. Эта экстравагантная пьеса о жизни и смерти актера более всего напомнила мне яркий спектакль из прошлого Театра п/р О. Табакова — «Смертельный номер» в постановке В. Машкова. Там тоже смешивались реальность и вымысел, гибель была не настоящей, победа — мнимой. Музыка Майкла Наймана порабощала. Зритель ни в чем до конца не мог быть уверен, и это интриговало невероятно.
В «Несвоевременном визите» все лицедействуют — актер и врач, безумная певица и церемонный друг, медсестра, журналист. Все оказываются обманщиками и мистификаторами, норовящими заморочить, пустить пыль в глаза и дезертировать.
Сириль (Олег Мазуров) — знаменитый актер. Он смертельно болен, дни его сочтены. Для него «две остановки сердца и одна кома» — норма. Но сила его актерской природы такова, что даже в больничной палате, между уколами и капельницами, он играет. И как! Меняет маски, амплуа, костюмы, мистифицирует и пугает до смерти, острит, импровизирует, каламбурит. На протяжении своего финального выхода (а весь спектакль — это, в сущности, его агония) он - в центре внимания. Вокруг него кипят страсти. У него «роль главного героя в борьбе со смертью». Старый друг Юбер (Павел Ващилин) патетически собирается на прогулки по Пер-Лашез («Все там!»), где уже воздвиг для Сириля роскошный мавзолей напротив Оскара Уайльда с салоном отдыха для себя. Когда к нему врываются непрошенные визитеры — гиперактивная певица Реджина Морти (Алена Хованская) и журналист (Родион Долгирев), — Сириль настаивает, чтобы Юбер скрыл, что они — ровесники: «Это товарищ моего отца по Сопротивлению!». На что оскорбленный в лучших чувствах друг парирует: «Мы познакомились до (!) войны!»
В роли обезумевшей от вымышленной страсти к умирающему Алена Хованская превзошла себя: ее вокальные данные, помноженные на гротеск роли, обеспечили взрывоопасную смесь. Она безостановочно поет арии Кармен, Далилы, Травиаты. И предлагает Сирилю альтернативу — место в пантеоне на Генуэзском кладбище. После абсурдной перебранки с Юбером о невозможности разорваться между двумя пантеонами, они соглашаются: «Правительство запрещает вывозить покойников на каникулы».
Гротеск пьесы Копи в этот момент еще не достигает высшей фазы, но зрителям уже ясно, что они попали на черную комедию. Театральная стихия выходит из берегов. В действие вступают все новые персонажи — доктор-экспериментатор в области нейрохирургии (Андрей Давыдов) и медсестра (Римма Коростелева), предпочитающая всем анестезиям опиум. Один из персонажей бросает в пылу перепалки: «Актеры недоуволенные!». В ответ — предложение ставить спектакли в психиатрической клинике, как маркиз де Сад. В этих подсказках — ключ к разгадке пьесы. Все здесь играют!
Доктор после удачной трепанации черепа (мы наблюдаем лишь тени за ширмой) собирается удрать в Африку и лихо проезжает по авансцене на самокате: «Врачей надо так же легко менять, как и больных». Дамы, окончательно выйдя из образов, скандалят: «Что это за актриса? Кто ее выпустил? У меня тут главная роль, а ты - гарнир!» И тут постановщик подходит к сути драмы — лицедеям в игре со смертью открываются высшие истины. Как-то незаметно игровой, безудержный стиль спектакля сменяется неожиданной мудростью. В этот момент актеры размышляют о единственном миге, когда вы - никто, не человек, не персонаж, не актер. О миге после занавеса. Этот занавес — смерть. Сириль эффектно выпивает припасенный яд ацтеков, чтобы избежать последних страданий, уготованных ему болезнью. Попутно выясняется, что юный журналист — вовсе не газетчик, а его внебрачный сын. (Что-то подобное ожидалось). Но даже смерть комедианта оказывается мнимой: элегантный Юбер строго замечает: «С ядом ты переборщил». Как известно, она никогда не опаздывает. «Все заканчивается, чтобы начаться вновь, даже смерть».
Пресса
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003