ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера»

Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Павел Ващилин — выпускник курса Олега Ефремова Школы-студии МХАТ, актер труппы МХТ им. А. П. Чехова, очень талантливый и преданный своему делу человек. «Планета Красота» поговорила с Павлом о призвании, о работе с режиссерами Константином Богомоловым и Мариной Брусникиной, о различиях мира театра и мира кино, о спектаклях Лабораторий в МХТ и о многом другом.

Милла: Успех в актерской профессии зависит от многих факторов, и человек очень рискует, выбирая этот путь: далеко не каждому сопутствует удача. Что повлияло на выбор профессии?

Паша: С самого раннего детства я чувствовал, что больше всего мне нравится выступать, танцевать, играть и находится на сцене. Были и другие планы: в старших классах школы на семейном совете было решено подавать документы в МГУ на юридический факультет. Но перед этим я решил попробовать поступить на актерский: любовь к сцене пересиливала все остальное.

М. : Я знаю, что ваши родители – не актеры. Как они отнеслись к вашему выбору?

П. : Мама отнеслась с интересом, она хорошо представляла меня в актерской профессии; а вот папа… не могу сказать, чтобы был откровенно против, но он хотел для меня более нужную в жизни профессию – например, юриста, или экономиста. Когда я начал поступать, и успешно проходил туры практически во все вузы, то отец в шутку спрашивал: «Кому заплатить, чтобы тебя НЕ взяли?». В ответ на это я всегда шутил, мол, обычно папы ищут, кого бы попросить о том, чтобы их ребенок поступил, а у тебя все наоборот (смеется).

М. : Помните ли вы свой первый выход на сцену, когда это было?

П. : Могу сказать, что я стремился к сцене всю свою жизнь, начиная с самого младенчества. Родители рассказывают, что даже мои первые в жизни слова были связаны с музыкой. Как и у большинства семей начала 80-х годов, у нас дома было много музыкальных пластинок. По рассказам родителей, я, еще будучи младенцем, мог самостоятельно показать на пластинку, которую хотел послушать. Больше всех мне нравилась пластинка Аллы Пугачевой. Однажды, когда мне поставили ее песню «Также как все, как все, как все…», я начал подпевать: «Как се, как се, как се». Такими были мои первые в жизни слова. Когда я пошел в школу, я часто пародировал песни, выступления звезд эстрады. Родственникам и одноклассникам всегда было очень весело меня слушать. Помню, однажды летом мы гуляли с мамой в парке, и там для концерта приготовили сцену. Я выбежал на нее и тут же начал читать стихи у микрофона, даже не смотря на то, что в этот момент там кто-то выступал (смеется).

М. : Кто из актеров вдохновлял вас в пору вашего актерского становления, какие были кумиры?

П. : В школьном возрасте у меня все было очень переменчиво. Был даже такой период, когда моими кумирами были Жан-Клод Ван Дамм, Брюс Ли, Шварцнеггер– у школьников 90-х годов они были необычайно популярны. Вот их я и считал вершиной мужественности и эталоном актерской игры (смеется). А если серьезно, в более сознательном возрасте меня восхищал Олег Павлович Табаков, очень нравились его фильмы «Обломов», «Мэри Поппинс, до свидания!». Позже восхищался Евстигнеевым и Папановым, нравился Андрей Миронов – яркий, характерный. Назовем это «послевандамным периодом» (смеется).

М. : А сейчас?

П. : Думаю, те же и остаются. Кроме того, я часто восхищаюсь, поражаюсь и удивляюсь определенным проявлениям того или иного актера, режиссера, певца, танцовщика – именно в конкретный момент, когда смотришь спектакль. Достаточно много людей, которые сегодня мне очень интересны, у которых я хотел бы многому научиться.

М. : Я знаю, что в юности вы были кандидатом в мастера спорта по плаванию. Занимаетесь ли вы сейчас спортом в свободное время?

П. : Стараюсь плавать в бассейне, когда бывает время – занимаюсь пробежками. Актеру очень важно поддерживать себя в нужной форме, т.к. тело – главный инструмент в нашей профессии. 

М. : Если бы вы не стали актером, то - кем?

П. : Возможно, я стал бы артистом балета, если бы не ушел в детстве из балетного кружка на четвертый день занятий. Я очень хотел танцевать, но на первом занятии мы начали с самых азов и упражнений на растяжку. Я спросил у педагога, когда же мы будем танцевать, на что мне ответили, что еще нескоро. Меня такой ответ не устроил, и я ушел из кружка. Возможно, если бы мне кто-нибудь тогда объяснил, что это определенный путь, который необходимо пройти – как и в любом деле — от основ к настоящему мастерству, тогда, быть может, все сложилось бы иначе.
Сейчас я уже не могу представить себя вне актерской профессии, хотя у каждого человека бывают дни сомнений, когда он думает: «если не так, как сейчас – то, как бы?..». В любом случае, моя профессия была бы связана с творчеством и с движением.

М. : Давайте вернемся к нашему времени. На сегодняшний день, вы - артист театра МХТ им. А. П. Чехова. Как вы пришли в труппу?

П. : После окончания школы, я, как и многие абитуриенты актерских факультетов, поступал сразу во все вузы – на курс Баталова во ВГИК, к Левертову в ГИТИС, к Афонину и Соломину в училище им. М. С. Щепкина, на курс Ефремова в Школу-студию МХАТ. Везде получилось успешно пройти все этапы творческого конкурса, после чего я решил выбрать Школу-студию. А после выпуска из Школы я и несколько моих однокурсников получили приглашение в труппу МХТ от нашего мастера курса и художественного руководителя театра, Олега Николаевича Ефремова.

М. : Думаю, многим читателем будет интересно узнать, с чего у вас начинается работа над ролью?

П. : Работа над ролью всегда начинается с режиссера. Мы живем в эпоху режиссерского театра, и все начинается именно с его идеи, задумки.

М. : В репертуаре МХТ им. А. П. Чехова за несколько прошедших лет появились, а затем — приобрели огромный успех у зрителей спектакли Константина Богомолова. Три из них – «Идеальный муж. Комедия», «Событие» и недавняя премьера «Мушкетеры. Сага. Часть первая», в этих спектаклях вы принимаете участие. Как вам работается с этим режиссером?

П. : Мне очень комфортно. Я считаю, что это плодотворное, командное, можно сказать, семейное существование, с разными перипетиями, с удачами и неудачами, с хорошими и с трудными днями. Работать с Константином – это как попасть к хорошему лечащему врачу: ты доверяешь ему на все 100 процентов (улыбается). То есть, у тебя не возникает никаких сомнений. Это счастливое существование. 

М. : Значит, в связке «актер-режиссер» вы больше предпочитаете доверяться режиссеру, нежели предлагать что-то свое?

П:. Зависит от того, насколько хорошо режиссер знает, чего он хочет. Он должен четко понимать, что он делает и для чего. Бывает и так, что артистам приходится самим все сочинять. В таком случае, работа с режиссером происходит этюдным методом: актеры сами придумывают и предлагают этюды, затем режиссер их соединяет, накидывает сверху свою идею и получается спектакль, в большей части придуманный артистами, и как бы «заключенный в упаковку» идеи режиссера. Также, работа между актером и режиссером может выстраиваться в форме «вопрос-ответ»: тогда предложения режиссера получают встречные предложения от актера. Затем, методом обсуждений и проб, актер и режиссер приходят к согласию. 
Бывает еще и такой процесс работы, в котором режиссер точно знает, чего он хочет, и просит артиста выполнять только то, что ему нужно. Постепенно актер начинает хорошо понимать выстроенную режиссером «систему координат», может предлагать что-то свое, и в концепции режиссера это будет выглядеть органично.

М. : Когда вы сами понимаете, что роль удалась?

П. : Как говорит Олег Павлович Табаков: «Роль удалась, когда зритель голосует руками и ногами». Овации и теплый прием зала – главный показатель удавшейся роли.

М. : Переживаете ли вы, если желаемую роль вдруг отдают другому актеру?

П. : Вы знаете, бывает. Но потом часто оказывается, что эта роль и не стоила переживаний (смеется). Не всегда мы сами понимаем, что нам по-настоящему нужно, а что – надуманное, не наше. Иногда случается и наоборот: роль, которую ты вначале не хотел играть, оказывается намного интересней, многогранней и глубже, чем казалось на первый взгляд. Вот уже более 10 лет вы принимаете участие в поэтических вечерах, традицию которых в МХТ ввела Марина Брусникина.

М. : Скажите, актеры обычно сами выбирают литературу или авторов для чтения на вечерах?

П. : Мхатовские вечера – та зона, где актер может в большей степени проявить качества своего характера, поговорить о самом наболевшем. Очень сложно найти материал, который соответствовал бы твоему вкусу, тебе сегодняшнему, тому, о чем именно сегодня ты хотел бы рассказать людям. Каждый актер ищет себе материал сам, вне зависимости от связки «актер-режиссер» или какого-либо предложенного сценария. Бывает, случайно находишь подходящий материал и для кого-нибудь из коллег: учитывая то, что у нас на вечерах сложилась сплоченная команда, мы все хорошо друг друга знаем, понимаем, что может подойти тому или иному человеку.
Мы начали устраивать поэтические вечера, еще будучи студентами. В ту пору мы вместе искали стихи и авторов – в газетах, литературных сборниках, по совету друзей. Разумеется, с появлением Интернета поиск нужной литературы стал более легким. Вечера можно назвать актерской отдушиной, настоящей свободой в выборе материала.

М. : Если про режиссера Марину Брусникину. Спектакль «Пролетный гусь» в течение почти 15 лет очень популярен у зрителей: на него моментально раскупают все билеты в кассах. Некоторое время назад в репертуаре Новой сцены МХТ им. А. П. Чехова были и другие спектакли Марины Станиславовны: «Сонечка», «Река с быстрым течением», «Белое на черном»… Но сегодня остался только «Гусь». Что, на ваш взгляд, отличает «Пролетного гуся» от всех остальных спектаклей?

П. : «Пролетный гусь» — самый первый в МХТ спектакль Марины Брусникиной и нашей, тогда еще совершенно юной команды. Я и другие актеры, которые принимают в нем участие, тогда только выпустились из Школы-студии. Спектакль поставлен по очень хорошей литературе – по рассказам Виктора Астафьева, а в основе сюжета — вечные темы, которые во все времена остаются важными для каждого отдельного человека. Это наш любимый спектакль, и поэтому оченьсложно его анализировать.
Что касается снятых с репертуара спектаклей, причины бывают разные, но лично я думаю, что у каждого спектакля, как и у любого живого существа на земле, есть свой собственный срок жизни. Например, в спектакле «Сонечка» мы разыгрывали историю первой влюбленности, первых отношений, создания семьи и первых разочарований. Это выглядит органично в исполнении недавних студентов, но никак не в исполнении актеров, которым почти под 40(смеется). Нужна другая энергетика, так сказать, «молодежный кураж». Похожая история, зачастую,происходит со многими студенческими спектаклями, когда их продолжают играть во «взрослом театре». В «Пролетном гусе» жизненный опыт, наоборот, оказал положительное влияние на актерское существование. Как бы ни было жалко любой спектакль, в определенный момент нужно признать его нежизнеспособным, сохранив о нем самые нежные и теплые воспоминания. 
Не стоит забывать и о том, что МХТ им. А. П. Чехова – репертуарный театр, в год здесь выпускается как минимум по 5-6 премьер, и каждый новый спектакль вытесняет предыдущий, потому что даже имеющихся трех сцен театра чисто физически не хватит на все.

М. : Не будем о грустном. Расскажите, какое у вас самое любимое место в театре?

П. : Я очень люблю старое портретное фойе. Там замечательная атмосфера. Мне очень нравится приходить туда днем, в перерывах между репетициями, или когда я просто нахожусь в театре. В те вечера, когда на Основной сцене театра идут спектакли, фойе наполнено зрителями, но я люблю приходить туда в то время, когда там совершенно тихо и даже выключен свет. В это время пространство становится совсем другим, и ты будто бы оказываешься в некой чудесной стране, как в сказке «Алиса в Зазеркалье» (улыбается).

М. : Паша, вы производите впечатление очень позитивного, доброжелательного человека, у которого всегда все хорошо. Но, в то же время, я понимаю, что у вас, как и у любого человека, могут быть не всегда положительные эмоции. Как вам удается выводить себя перед спектаклем на правильную тональность?

П. : Как правило, перед спектаклем у меня очень хорошее настроение. На работу прихожу, как на праздник (улыбается).

М. : Развейте представления большинства людей о богемной актерской жизни. Вы соблюдаете эти каноны: встаете поздно, спать ложитесь тоже поздно?

П. : Ложусь спать я действительно очень поздно. Но во время работы в кино, съемки могут начинаться рано утром, бывает, что на площадке нужно быть уже часов в 8-9 утра. Иногда и в театре ставят утреннюю репетицию, причем, вечером предыдущего дня может быть спектакль, который кончается после полуночи. Так что, «покой нам только снится» (улыбается).

М. : Раз уж мы заговорили о съемках. На сегодняшний день вы плотнее заняты в театре, нежели в кино. В театре вам нравится работать больше?

П. : Вы знаете, это очень интересный вопрос. В пору моей профессиональной юности я был очень занят в театре. Тогда я мог выходить на сцену больше 30 раз в течение календарного месяца: бывало так, что я играл два дневных спектакля подряд – например, две «Ундины», и еще один спектакль вечером того же дня. Сниматься было просто некогда. Сейчас в театрах уже нет такого, чтобы один и тот же актер выходил на сцену в трех спектаклях в течение одного дня.
Позже график стал немного свободнее, я начал работать в кино и продолжаю сниматься. Но, мне действительно больше нравится работать в театре: на сцене все происходит «здесь и сейчас», и даже если у тебя была какая-то ошибка, ты сможешь ее исправить, сыграть в следующий раз по-другому. Сыграв роль в кино, ты, можно сказать – «плюнул в вечность». Я даже склоняюсь к мысли, что киноактер и театральный актер – это две разные профессии, два разных мира. Вместе с тем, каждый из этих миров по-своему прекрасен.

М. : Как вы совмещаете личную жизнь и профессию?

П. : Даже не знаю, где проходит граница между личной жизнью и профессией — у меня они очень тесно связаны. Так сказать, «все смешалось в доме Облонских» (улыбается).

М. : Очень много лет вы дружите с актрисой труппы МХТ Юлией Чебаковой. А вы помните, с чего начиналась ваша дружба?

П. : Мы познакомились с Юлей, когда поступали в ГИТИС на курс Левертова и оказались в одной десятке. После прослушивания Левертов попросил остаться нас двоих, и сказал, что хочет нас взять к себе на курс. Потом мы с Юлей пошли гулять, много разговаривали, в тот же вечер сходили на спектакль в Современник. После мы часто созванивались, а вскоре вместе поступили в Школу-студию, и с этого момента уже не расставались.

М. : Как вы считаете, что укрепляет дружбу?

П. : Я думаю, что любые взаимоотношения между людьми укрепляет чувство юмора. Еще главное в дружбе это – никогда не играть в одни ворота, все время быть во взаимосвязи.

М. : В сентябре этого года прошли гастроли «Идеального мужа» в Корее. Как вам корейская публика?

П. : Им очень понравился спектакль, они были в восторге. Спектакль шел на русском, с корейскими и английскими субтитрами. Зрители были очень внимательны и включены в происходящее на сцене.

М. : Что вам показалось новым и необычным в самой стране, что понравилось?

П. : Для меня восточные страны – это всегда необычно. Я больше европейский человек, Европа мне ближе и понятней. А корейцы – немного инопланетяне (улыбается). С другой стороны, я думаю, что и они нас воспринимают, как людей с другой планеты. Вместе с этим, восточные страны очень доброжелательны по отношению к иностранцам, там очень приятно находиться. Сложности бывают лишь с языком (не все говорят на английском) и с их кухней – когда просишь не острое блюдо, приносят самое-самое острое (смеется).

М. : Как проводите летний отпуск?

П. : Летом у меня обычно съемки. А если съемок нет, то чаще всего я езжу в Болгарию. Там также любят отдыхать Дмитрий и Марина Брусникины, Яна Колесниченко, Юля Чебакова. Мы дружно облюбовали этот уголок мира. Профессия и личная жизнь у нас связанны настолько, что нам всегда комфортно вместе — как работать, так и отдыхать (улыбается).

М. : В каком месте на земле вы бы хотели побывать?

П. : Я бы очень хотел побывать в Шотландии. В Великобритании я уже бывал несколько раз – в Лондоне, в Брайтоне. Но с самого детства, еще рассматривая картинки вересковых полей, старинных замков, зачитываясь легендами о средневековых рыцарях, я всегда мечтал о Шотландии. 

М. : Часто ли бываете на спектаклях в качестве зрителя?

П. : Да, я стараюсь всегда, когда есть возможность, посещать театральные фестивали, смотреть постановки в других театрах. Я считаю, что актер должен быть постоянно включен в процесс того, что происходит вокруг. Актер и зритель – участники одного и того же процесса, как, например, пешеход и водитель: оба участвуют в дорожном движении. Если говорить про недавние премьеры, мне очень понравился спектакль «Бунтари» Александра Молочникова (МХТ им. А. П. Чехова, Малая сцена — прим. ред.), хотя из драматических спектаклей я в этом сезоне пока что посмотрел не так много. В моем зрительском меню, в основном, были опера и балет.

М. : Где еще вы бы хотели поработать в будущем?

П. : Очень хотелось бы всегда работать в Московском Художественном театре (смеется). Честно говоря, я совершенно «домашний» актер, у меня никогда не было опыта «уходить на сторону» в театре.
Благодаря Олегу Павловичу Табакову и дирекции МХТ у нас есть уникальная возможность работать с режиссерами из разных стран и пробовать себя в их проектах внутри театра. (МХТ им. А. П. Чехова — единственный театр в России, который в рамках Лабораторий предлагает европейским режиссерам ставить в Москве спектакли по пьесам своей страны, но при участии актеров труппы. – прим. ред.). Поэтому, никогда не возникает ощущения, будто бы ты находишься в замкнутом пространстве.
Лаборатории были посвящены французскому театру, немецкому, финскому, испанскому. Мне очень понравилось работать с французским режиссером Марсьялем Ди Фонзо Бо, несколько лет назад он ставил спектакль «Башня Дефанс». Чуть позже в рамках Лаборатории немецкого театра был создан вербатим «Брат Эйхман», в нем я также принимал участие. Вместе с приглашенными режиссерами актеры получают возможность познакомиться с множеством культур мирового театра.

М. : Полтора года назад в одном интервью вы сказали, что хотели бы попробовать себя в качестве режиссера. Есть ли у вас какие-нибудь идеи на этот счет?

П. : Некоторые люди в моем окружении очень хотят, чтобы я попробовал себя на этом поприще. Конечно, у меня есть некоторые задумки на этот счет, но я считаю, что пока все это находится лишь в стадии созревания. Не стоит торопить события. Разумеется, не следует просто сидеть на одном месте, нужно всегда находиться в тонусе, в движении; но в творческой сфере есть такие вещи, которые важно сделать и не раньше положенного срока, и не «передержать в термосе». Всему свое время, и если что-то должно случиться — то оно случится.
Пресса
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003