ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Евгений Гришковец в «Осаде»

Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Очки уютно сидели на носу, вихор упрямо торчал на затылке, но Гришковец не обращал на это внимания, потому что был увлечен. Он говорил о готовящемся спектакле «Осада».
 — МХАТ пошел на то, что согласился, чтобы мы работали над спектаклем, для которого не написана пьеса. Не то чтобы я написал ее и не показал — а не существует как таковой.
Это значит, что у будущего спектакля есть только канва, по которой актеры сочиняют текст прямо в процессе репетиций. Есть два актерских состава, и фишка в том, что текст, который сложился у одного состава, абсолютно не такой, как у другого.
 — А как иначе? Люди-то разные, — рассуждает Гришковец. — в каждом составе шесть героев. Есть три воина, Икар, который весь спектакль пытается развестись, юноша и ветеран. Но не такой ветеран, как раньше, который значительно старше меня, а ветеран сегодня может быть и моложе меня.
При всей этой неопределенности у будущего спектакля все-таки есть некоторые конкретные очертания. Во-первых, уже в первый день репетиции были готовы декорации, которые придумала Лариса Ломакина. На вопрос о том, какие они, Евгений отвечает, что они красивые и удивительные.
 — Я хотел, чтобы зрителю было видно, как декорация работает. Например, если движутся облака, значит, кто-то приводит в движение определенный механизм, и люди в зале это видят.
Во-вторых, музыка к спектаклю будет старинная, народная, балканская.
 — Музыканты интерпретируют ее как могут, потому что я просил их не играть этнографически точно, — говорит Гришковец.
В-третьих, он установил временной предел.
 — Спектакль не должен вывалиться за рамки двух часов. Главная проблема в том, что актеров приучили говорить нечеловечески медленно. А в жизни-то мы разговариваем быстро и часто — не раздумывая. Я прошу их меньше изображать, что они думают. Так что текст, который, например, был придуман на 22 минуты, приходилось урезать до 14.
Жанр своего спектакля Гришковец обозначил как «спектакль» — ни больше, ни меньше.
 — Женя нарочно говорит, что это обычный спектакль, — выдает секрет режиссер и драматург Михаил Угаров. — На самом деле он использует в работе одну из интереснейших техник, где прежде всего нет проблемы отчуждения автора от текста.
Это действительно так. Актеры сами формируют свой текст, а значит, они его любят.
 — Вначале каждый работал над своим текстом. Потом они начали обмениваться находками. Это хорошо. По-человечески. Но оказалось, что репетировать больше 3-4 часов невозможно, потому что начинают сгорать предохранители.
Выяснилось, что не все актеры смогли в этом участвовать. Это или получается сразу и с удовольствием, или ни в какую. Получилось у Валерия Трошина, Эдуарда Чекмазова, Павла Ващилина, Олега Соловьева, Игоря Золотовицкого, Виталия Хаева, Максима Какосова и у самого Гришковца, который выйдет на сцену скорее всего 8 октября.
Пресса
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003