ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Игорь Верник: «Я жил, как мой Дракон, словно под маской»

Елена Левинская, Театральная афиша, 21.04.2017
Взрывом аплодисментов встречают зрители Игоря Верника в новом спектакле Константина Богомолова «Дракон» в МХТ. Похоже, публика распознает актера шестым чувством: Верник в роли Дракона неузнаваем. Ни суперменской пластики, ни яростной энергетики, но главное – чужое лицо. Всем знакомые черты скрыты плотным слоем грима. Актер «закован» в маску, работая на высоком градусе внутреннего напряжения. Образ его пожилого героя, поначалу зловещий, постепенно раскрывается, в развитии обретая драматизм, за которым драма целого поколения. Дракон оказывается единственным положительным героем спектакля.

– Меня поразил ваш Дракон – и парадоксом трактовки, и тем, как сыграно. Это так не вяжется со стереотипом восприятия вас как шоумена, блестящего телеведущего, человека шоу-бизнеса. Вы обиделись, что я вас так назвала?

– Знаете, на обиженных воду возят. Давно на это не обижаюсь. Вот мы сидим сейчас в стенах лучшего в мире театра, но ведь бывает и дурной, вульгарный театр, равно как и телешоу может быть умным, дерзким, новаторским. Я с 22 лет в Московском Художественном театре, в 16 лет поступил в Школу-студию МХАТ. Да, у меня была и остается часть жизни вне театра. Мир огромен, и все в нем интересно, телешоу – лишь маленькая часть того, чем я занимаюсь. Есть еще много всего: и кино, и музыка, и моя деятельность, связанная с рекламным бизнесом…

– С рекламным бизнесом?

– У меня собственное Ивент-агентство, в том числе мы занимаемся и рекламными проектами.

– Но это штрихи все к тому же образу яркой, успешной личности. А ваш Дракон претерпел жизненный крах, он трагичен и куда симпатичнее прочих, откровенно зомбированных персонажей – и Эльзы, тупо сосущей чупа-чупс, в которую он как-то безнадежно влюблен, и солдафона Ланцелота.

– Это история человека, который давно живет и наблюдает, как люди перерождаются, приспосабливаются. Он это видел много раз. И уже не очень понятно, он ли насадил пороки в этом городе, или люди по природе своей всегда были и будут такими, потому что сами ничего не хотят менять, а только хотят подчиняться хозяину. Он давно уже не влияет ни на какие процессы, он устал. Вот пришел с авоськой в гости к Эльзе и ее отцу, принес подарок для этой девочки. Ему грустно, он тоже боится смерти и уже понял, что вот этот человек с холодным полуарийским взглядом явился его убить. И он безропотно, без сопротивления это принимает. Вы же видели, что нет боя?

– Ну еще бы! Пожилого человека с женой и ребенком ставят на колени, перерезают горло. Ваш Дракон раскрывается не сразу, грим у вас жуткий. Вот вошел кто-то жуткий, страшный, а потом сквозь маску проступает что-то мягкое, скрытое, и грим уже выглядит иначе.

– Грим ведь не существует отдельно от актера…

– Судя по бровям, не Брежнев ли имелся в виду?

– Нет, такой прямой отсылки нет. Богомолов хотел, чтобы лицо было не просто уставшим, чтобы на нем отпечаталось время и некая человеческая суть, возраст, опыт прожитого. Честно скажу, когда первый раз я в этом гриме вышел… как в маске… Показалось, она меня убивает. Как космонавт в скафандре. Такое было внутреннее отчаяние, я просто растерзанный был. Но потом все сложилось.

– Потрясающая сцена, когда вы в дуэте с Эльзой наигрываете на фортепиано, просто ком в горле.

– Это немного история ветерана, прошедшего войны, страдавшего, много пережившего – а во имя чего? Там интонация мудрого и в сущности очень одинокого человека.

– Но вот вторая часть, сцена из «Голого короля». Почему вы в том же гриме, но уже как льстивый Министр? Допустим, Дракон возродился, как возрождается разрубленный ящер, и явись тут ваше молодое лицо, я бы поняла: нашего времени Дракон. Почему персонаж другой, а маска та же?

– Это все лабиринты сознания Кости Богомолова. У него были разные идеи, в результате стало так. Дело в том, что меняются обстоятельства, антураж, но голова Дракона все та же, и он вновь у власти, но уже как серый кардинал, правит сам, а Король всего лишь марионетка. Не ждите от Кости прямолинейных решений, он блистательно парадоксален. Материал для него не догма, как не догма и то, что он сам же придумал, чему так радовался, но уже завтра может легко от этого отказаться. Нет заранее придуманного до мелочей образа. Легким касанием, почти интуитивно он пробует с актером одну роль, другую, примеряя персонажу личность и харизму актера. Образ рождается по прошествии большого пути. Костя абсолютный автор спектакля, актер соавтор своей роли. Это потрясающе интересный, но адски трудный путь. Богомолов беспощаден к себе, но и к актеру, потому что нацелен на такую же отдачу, – и жестко настаивает на ней.

– Как вам партнерство с Олегом Табаковым – Королем?

– Совершеннейшее наслаждение – и человеческое, и профессиональное. У нас сейчас очень теплые отношения с Олегом Павловичем, но они не сразу сложились. Когда он возглавил МХАТ, то не видел во мне актера, на которого, скажем так, делал бы ставку. У него было свое видение труппы, наконец, были ученики, которых он знал, любил, они были уже частью его самого. Например, когда Адольф Шапиро предложил мне роль Яши в «Вишневом саде», я конечно очень хотел с ним поработать, но в результате играл актер из «Табакерки», и все прошло мимо меня, потом еще что-то, второе, третье, не хочу вспоминать – не важно. Я что-то играл, конечно, были большие, интересные роли, но не те, что играю сейчас.

– Тяжело было?

– В унынии не пребывал. Я самовоспроизводящийся продукт, сам произвожу энергию, ничего от жизни не жду, сам в нее внедряюсь. Реализовался в кино, на телевидении. Лет пять-шесть назад ставить «Свидетеля обвинения» Агаты Кристи в МХТ приехала Мари-Луиз Бишофберже. Она не знала, кто есть кто, у кого какой статус, просто выбрала меня: он, и никто другой. И Табакову понравился спектакль, перенесли его на большую сцену. Потом Володя Машков заново, со мной в главной роли, поставил «№ 13D», который Олег Павлович любит, смотрел много раз и настолько считал себя причастным, что на премьере даже выходил с нами на поклоны. «На этом спектакле родился актер Верник!» – сказал он (хотя я наивно считал дату своего рождения несколько иной). С этого момента все изменилось. Но ведь и раньше во мне все это было, я жил, как мой Дракон, словно под маской, во многом созданной ложным представлением обо мне, и ни у кого не было особого желания под нее заглянуть. Самое страшное, я мог в ней и остаться. Вот говорят: «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Наверное, так. Но только большая роль – с движением, развитием – дает актеру возможность проявиться, прорваться к собственному потенциалу. Мальчишкой я пришел в МХАТ, видел, как работают Смоктуновский, Табаков, Евстигнеев, Калягин, Ефремов, Борисов, и думал: откуда в них эта отвага, эта невероятная уверенность в себе? Что дает им право быть столь блистательно свободными? Да, конечно талант, но не только! Опыт, сыгранные тобой большие роли, зрительская любовь дают это право, эту уникальную свободу быть на сцене самим собой.

Статья «Игорь Верник: „Я жил, как мой Дракон, словно под маской“», журнал «Театральная афиша», www.teatr.ru
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
«Свидетель обвинения» от МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 24.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Игорь Верник в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 18.09.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
«Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017
Фестиваль «Черешневый лес» вручил премии им. Олега Янковского, Сусанна Альперина, Российская газета, 29.05.2017
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
Игорь Верник: «Я жил, как мой Дракон, словно под маской», Елена Левинская, Театральная афиша, 21.04.2017
В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017
Игорь Верник в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.04.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
«Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
А чайка — награда за верность, решили театральные актеры, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 28.10.2016
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
…В себе на ощупь ищет солнце, Алексия Мелевская, Аргументы недели, 30.06.2016
Игорь Верник в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 5.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
МХТ имени Чехова привез в Петербург сразу три премьеры, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 1.04.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Игорь Верник: «Нужно думать, что всё будет хорошо!», Галия Байжанова, ИнформБюро. Новости Казахстана, 23.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Игорь Верник на РСН раскрыл секрет своей молодости, Стас Жураковский, Русская Служба Новостей, 22.11.2015
«Ты давно понял, что стал украшением отечества», Виктор Борзенко, Новые известия, 16.11.2015
Смерть и немного дерьма, Ксения Ларина, The New Times, 15.11.2015
Послушайте! Поэты на Красной Пахре, телеканал «Культура», 10.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
В МХТ имени Чехова подготовили послание потомкам, видеосюжет телеканала «Культура», 25.03.2015
Игорь Верник: «Спасибо папе с мамой за мою улыбку!», Марина Долгорукая, Мурманский вестник, 4.02.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Верник поможет попасть к Меладзе, Никита Карцев, Московский комсомолец, 4.09.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летие, видеосюжет Пятого канала, 11.11.2013
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
Игорь Верник: «Женщины мне всегда помогают», Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Игорь Верник рассказал, как наказывал себя улыбкой, Ольга Сабурова, Собеседник, 13.07.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Игорь Верник: Хочется чувствовать вкус, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 25.10.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Эмиль Верник в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 28.01.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Глянец правит миром, Дарина Шевченко, Вечерняя Москва, 5.07.2007
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002