ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Хореография, пластика

«Бог с теми, кто храбрее…»

Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
На Новой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялся режиссерский дебют выпускницы Школы-студии МХАТ — Жени Беркович (курс Кирилла Серебренникова), а ее спектакль по пьесе Жана Ануя «Жаворонок» стал заметным событием театральной Москвы.

Это тот редкий случай, когда о дебютантке и ее работе можно говорить без снисходительных оговорок о «первом блине».
Беркович предложила свое прочтение одной из наиболее значительных и востребованных пьес французского драматурга и сделала это весьма убедительно. Избежав соблазна кинуться во все тяжкие сиюминутных «находок» авангардной режиссуры, она пригласила зрителей к серьезному и трудному «разговору» о добре и зле, о вере и неверии, о коварстве ничтожных и предательстве всесильных, о человеке в трудные минуты выбора своего предназначения и жизненного пути…
Оригинальность версии Жана Ануя в том, что его пьеса предлагает режиссерам различные решения толкования известной со школьной скамьи истории о Жанне д'Арк. Зритель встречается с героиней пьесы в тяжелый для нее час: став жертвой предательства, Жанна попадает в плен к сторонникам англичан и предстает перед церковным судом. Девять месяцев в Руане длится процесс: английский граф Варвик, французский епископ Кошон, Фискал и Инквизитор пытаются во что бы то ни стало заставить Жанну отречься от своих деяний, которые изменили ход Столетней войны между Англией и Францией. Судьи предлагают Жанне рассказать свою историю, и та погружается в воспоминания…
Без прошлого нет будущего, а без будущего — настоящего, эта кажущаяся парадоксальной истина весьма точно отражает глубинную связь эпох и поколений и одной из первых приходит на ум, когда встречаешься с современным произведением на историческую тему. Понимая это, Беркович минимизирует и упрощает «знаки времени», делая упор на характеры персонажей, на психологизм образов, на пластику актерских мизансцен, для чего наполняет сценическое пространство безликими аксессуарами, а персонажей обряжает в современное платье. Блестящей находкой и образной метафорой связи поколений стало участие в спектакле студентов Школы-студии и профессиональных мхатовских актеров во главе с Аллой Покровской.
Точным режиссерским попаданием является выбор исполнителей на главные роли. Угловатым «трудным» подростком, одержимым идеей своего предназначения и искренней верой в правоту своего дела, предстает перед нами Жанна (Мария Поезжаева). Полная противоположность ей выросший в атмосфере интриг и страха за свою жизнь дофин, блестяще сыгранный Сергеем Медведевым. Оба исполнителя — почти ровесники своих героев (Жанна сожжена на костре инквизиции в возрасте 19 лет, Карл на 9 лет ее старше) и ровесники режиссера. Уже поэтому Беркович отлично понимает страхи и отвагу тех, кого «никто вокруг не понимает».
В пьесе Ануя епископ Кошон и Фискал — главные обвинители Жанны. Таковыми они остаются и в спектакле, только режиссер наделяет их иезуитским коварством и двуличием, поручив роль первого актрисе (в нашем случае — Полине Медведевой), а роль второго — одному из самых элегантных и обаятельных актеров МХТ Павлу Ващилину, который мастерски создает образ «сострадательного фискала». Ему-то, снимающему невидимую пылинку с плеча господина, хорошо известна цена предательства.
Вклиниваясь в воспоминания Жанны, судьи наперебой предлагают ей надеть женское платье и отречься от всех своих свершений. На какой-то момент Жанна падает духом и соглашается, тем более что все, кто был дорог ей, отвернулись от нее. Но скоро девушка понимает, что допустила ошибку, что «Бог не с теми, кто сильнее», а «с теми, кто храбрее»… Она отказывается от отречения, «всё берет на себя» и готова идти на костер.
Однако драматург предлагает другой финал этой истории: его пьеса заканчивается коронованием. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямившись, улыбаясь небесам, как на картинке из хрестоматии по истории для школьников.
Беркович предпочитает оптимистической точке будоражащее душу многоточие, ибо не считает эту историю законченной, «пока есть на свете хоть один несломленный человек»…
Пресса
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Круги» Жоэля Помра — впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007