Режиссеры

Феллини не ночевал…

Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
Сидя на спектакле, все время ждешь, когда же Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Нино Рота начнут мешать режиссеру и хореографу Алле Сигаловой, играющей Кабирию молодой актрисе Александре Урсуляк, маститому композитору Раймонду Паулсу и вообще всему Театру имени Пушкина, поставившему на афишу название «Ночи Кабирии». Ведь глядя на эту афишу, поневоле качаешь головой и цокаешь языком: какая наглость, да как же это они осмелились тягаться с фильмом? А на спектакле — вроде ничего. Вот начинается какая-то сцена, и сразу вспоминаешь, а как же это было в фильме. Вздохнешь сладко — ой как гениально! — и смотришь себе дальше. Фильм живет в памяти сам по себе, спектакль идет сам по себе. Театр ушел очень далеко от кинематографического первоисточника.

Уже с первых тактов спектакля из борьбы выбывает Нино Рота. Раймонд Паулс в нынешнем его качестве мелодиста никакой серьезной конкуренции итальянцу составить не может. И вообще Алла Сигалова подложила латышскому мастеру эстрады другого соперника: одна из сцен первого действия идет под «Путников в ночи» Синатры. Выходя из зала в антракте, напеваешь под нос именно ее, а мелодии господина Паулса в одно ухо влетают, а из другого немедленно вылетают. На месте автора «Миллиона алых роз» вообще мог оказаться кто угодно. Потому что важно было для спектакля не столько качество музыки и музыкальная драматургия, сколько жанровый прием — герои «Ночей Кабирии» весь спектакль напролет поют. Как поют? Ну, хуже, чем можно было бы потребовать от актеров театра оперетты, но лучше, чем можно было бы ожидать от обычных драматических актеров.

Ясно, что музыкальный строй спектакля становится дополнительным отстраняющим фактором как от сценария, так и от фильма Феллини. С другой стороны, музыкальная стихия гораздо ближе хореографу Сигаловой, чем драматическая. Стоит ли говорить, что каждому из персонажей она подарила острый пластический рисунок, а некоторые эпизодические проходы только ради нескольких характерных телодвижений и придуманы. Двигаться героям спектакля предстоит много, и для этого у них достаточно пространства: художник Александр Орлов раздел сценическую коробку Театра Пушкина до неглиже задней стены и установил на подмостках вращающийся наклонный помост-круг, напоминающий цирковую арену. Прочь и от пыльных проселков римских окраин, и с платановой аллеи виа Венето. Действие истории о поруганной доверчивости перенесено в парижский кафешантан — туда, где море огней, где горят гирлянды лампочек и где всем заправляет пошловатый конферансье.

Но это тоже лишь на первый взгляд. На самом деле перенесено оно еще дальше — в вывернутый наизнанку клоунский гротесковый мир. Проституцией, кстати, в спектакле Сигаловой и не пахнет, даром что в ее «Ночах Кабирии» есть целая песенка о том, что бесплатная любовь — выдумка скупердяев. Но сама идея торговли плотью плохо сочетается с разноцветными всклокоченными париками и пестрыми арлекинскими костюмами. У главных героев спектакля нарисованные, набеленные лица и повадки не то коверных, не то уличных комедиантов. (Так что если уж вспоминать что-то из наследия Феллини, то прежде всего приходят на ум не «Ночи Кабирии», а «Дорога».)

Собственно, и финальное воодушевление героини имеет у Сигаловой иную, чем у Феллини с Мазиной, смысловую окраску. Но прежде надо серьезно похвалить Александру Урсуляк. «Ночи Кабирии» без хорошей Кабирии — это еще хуже, чем «Гамлет» с негодным Гамлетом. Большую часть спектакля госпожа Урсуляк точно и талантливо выполняет рисунок роли, что само по себе тоже немало. Иногда она немного похожа на Буратино, только без носа, иногда напоминает затравленного волчонка, сорванца. В ней не видно душевного трепета, но тем самым она лишь повышает ставки своих финальных сцен. Не сыграла бы финал — все пошло бы прахом вместе с цирком, Паулсом, танцевальными номерами, фокусником, киноэкраном и прочими атрибутами музыкального шоу. К счастью, актриса справляется. Угловато-жалкая и истерзанная надеждами Кабирия побеждает собственную маску. В общем что там долго описывать: любой человек, знающий на собственном опыте, что означает наконец-то предложить другому всего себя и обмануться, на работу Александры Урсуляк, наверное, откликнется.

Героиня Мазины в финале со слезами выходила из темного леса (в прямом и переносном смысле) на дорогу жизни, реальные люди обгоняют ее и увлекают своей простой, обаятельной витальностью. В спектакле Театра имени Пушкина Кабирия возвращается обратно в цирк (в кабаре, в театр, как угодно), к бархатному занавесу, то есть все-таки в мир иллюзий и обманчивой иллюминации. И дабы публика не слишком уж обливалась слезами оптимистического умиления, в спектакле предусмотрен досочиненный бессловесный персонаж — блуждающая тенью меж эпизодами женщина с аккордеоном. Кого играет Инна Кара-Моско, трудно сказать,- то ли постаревшую и бросившую танцевать Кабирию, то ли просто прохожую, которой в жизни не осталось ничего, кроме как брести с тяжеленным инструментом неведомо куда.
Пресса
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993