Режиссеры

Ефремов поселился у Станиславского

Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Октябрь проходит под знаком Олега Ефремова. Великому актеру и режиссеру исполнилось бы в этом месяце 80 лет. Первая выставка, посвященная его памяти, открылась в Доме-музее Станиславского. В экспозиции — уникальные фотографии детства и юношества актера. В том числе впервые можно увидеть снимок, на котором Ефремову 3 года.

Четыре зала Дома-музея отца-основателя МХАТа теперь заполнены Ефремовым. Здесь он с самого детства, со школьной стенгазеты, со студенческих пьес и до? Вот его мама и папа — папа в круглых очках, а рядом, в ногах, сидит 3-летний Олег — блондин в белой матроске. Эта фотография выставлена впервые. Именно она больше всего поражает посетителей. Кто из них знал такого Ефремова? А вот он с одноклассниками рисует стенгазету. Невероятно, в подростке угадываются жесты лидера, что так хорошо потом запомнились актерам МХАТа и «Современника».

 — Мы попытались рассказать, откуда корни Ефремова, поэтому на выставке есть семейный зал, — говорит директор музея МХАТа Ирина Корчевникова. — Например, как-то на гастролях мы встретились с его троюродным братом. Представляете, Олег Николаевич общался с ним в детстве, потом долго не виделся и тут столкнулся случайно. Этот брат, кстати, выдающийся врач, и его фотографию можно найти на одном из групповых семейных снимков.

Здесь и мхатовцы, и современниковцы, и те, кто начинал с Олегом Ефремовым в Детском театре.

Замечательный фотограф МХТ Игорь Александров, который 50 лет ведет фотолетопись театра. Его снимки Ефремова с репетиций, актерских посиделок и с самих спектаклей составляют основную часть выставки.

Студенческие фотографии, полные эмоций и юношеской энергии, тоже выставляются впервые. В тот момент, когда смотрим на фото Ефремова с подругами юности — Екатериной Еланской (режиссер) и Лилей Толмачевой (актриса «Современника», первая жена Ефремова), которые стремятся поцеловать молодого актера, появляется сама Лиля Михайловна. Она застряла в пробке и приехала позже всех.

 — Боже! Сколько здесь материала… Сразу начинаешь вспоминать спектакли, впечатления о них. .. В этом доме Станиславского во всех комнатах поселился его дух.

Особенно известной актрисе понравились выставленные сценические костюмы. Здесь и его Тартюф, и Гендель, и Борис Годунов — последняя сценическая роль. Надо сказать, что Олег Николаевич очень серьезно относился к костюмам и тканям. Лично присутствовал на технических совещаниях, где эти ткани отбирались. В «Годунове» были использованы золотые ткани из запасников самого Станиславского.