ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Возвращаться домой не нужно

Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
В МХТ Юрий Еремин поставил спектакль «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова. Премьера спектакля, в котором сыграли Олег Табаков и Алексей Гуськов, состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес».

Известными кадрами кинохроники — встречей поезда победителей в Москве — заканчивался посвященный Великой Отечественной войне спектакль «Потомок» в «Табакерке». В другом театре, которым руководит Табаков, нам показывают, что подлинные драмы случались не только на войне, они продолжались, когда люди, которые четыре года не виделись, оставались наедине друг с другом. Сначала — судорожные объятия: мужчина и женщина впиваются руками друг в друга, желая удостовериться, что тот, кого не видел так долго, действительно есть. А потом — знакомство. Попытка сравнить человека, которого знал, с тем, кто вернулся.

Спектакль «Возвращение» — о том, что вернуться в ту жизнь, которой жил когда-то, невозможно. Капитан Иванов (Алексей Гуськов) возвращается в маленький город, где жил когда-то с женой, где рождались его дети. По пути домой он встречает молодую, красивую женщину, и на несколько дней задерживается в ее городе. Продолжает путь домой, где знакомится со своими повзрослевшими сыном и дочерью. Встречается с женой (Ирина Гордина). За эти четыре года, в тоскливом ожидании мужа, в работе с утра до вечера и воспитании двух детей, она позволила себе один раз изменить ему. Капитан Иванов, узнав об этом, принимает решение уйти из семьи и вернуться к женщине, с которой недавно провел несколько дней. Он планирует новое «возвращение», только к совсем недавнему прошлому, еще не остывшему. Но едва садится в поезд, как видит детей, бегущих за поездом. Он остается, а это значит, что возвращение его начинается лишь с этого момента.

Юрий Еремин ставит эту историю безыскусно и просто. Его цель — представить замечательный рассказ и показать хороших актеров. В конце концов, в театр ходят затем, чтобы быть взволнованными.

И хотя режиссер поставил на сцене большой экран (что случается со многими желающими показать принадлежность к современному театральному процессу), тот выполняет очень прикладную функцию: на нем то пишут, кто какую роль исполняет, то показывают, что в данный момент привиделось или вспомнилось главному герою. Одним словом, экран несколько остраняет действие, позволяя зрителю передохнуть между драматическими эпизодами. Олег Табаков, который читает текст от автора, тоже призван, с одной стороны, несколько дистанцировать от зрителя действо, а с другой — показать, что эта дистанция мнимая.

Табаков, в котором и жива память о том времени, и есть неизбежная отстраненность от него, точно организует стилистику спектакля, заставляя воспринимать некоторые эпизоды не столь прямо и незамысловато. Например, когда капитан смотрит на своих детей, на экране показывают взрывы бомб и залпы орудий. Алексей Гуськов и без этой режиссерской «подмоги» играет человека, пришедшего с войны. Взрывы нужны скорее просто для эффекта, чтобы напомнить публике, через что прошел этот человек, но уж слишком они прямолинейны, как удар по лбу. Но в памяти остаются удачные эпизоды: вот все четверо впервые за долгие годы собрались за одним столом. Молчат, и в этой долгой тишине — и радость, и непонимание, и отчуждение, и желание близости. Чувствуешь, что после этого молчания между мужчиной и женщиной состоится разговор о том, о чем и не поговорить нельзя, и рассказать невозможно. Или: когда Иванов по фронтовой привычке собирается бросить сигарету на пол, жена приносит ему тарелочку-пепельницу. Или когда она снимает мужу портянки и надевает носки — это еще один жест, приближающий возвращение. И чем конкретней, чувственней подробности, с которыми показаны два обитателя маленького послевоенного городка, тем ярче за этими конкретными судьбами ощущаешь огромное количество жизней, прожитых в тех же условиях, с теми же страданиями, чувством радости и безысходности.
Пресса
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002