Режиссеры

Возвращаться домой не нужно

Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
В МХТ Юрий Еремин поставил спектакль «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова. Премьера спектакля, в котором сыграли Олег Табаков и Алексей Гуськов, состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес».

Известными кадрами кинохроники — встречей поезда победителей в Москве — заканчивался посвященный Великой Отечественной войне спектакль «Потомок» в «Табакерке». В другом театре, которым руководит Табаков, нам показывают, что подлинные драмы случались не только на войне, они продолжались, когда люди, которые четыре года не виделись, оставались наедине друг с другом. Сначала — судорожные объятия: мужчина и женщина впиваются руками друг в друга, желая удостовериться, что тот, кого не видел так долго, действительно есть. А потом — знакомство. Попытка сравнить человека, которого знал, с тем, кто вернулся.

Спектакль «Возвращение» — о том, что вернуться в ту жизнь, которой жил когда-то, невозможно. Капитан Иванов (Алексей Гуськов) возвращается в маленький город, где жил когда-то с женой, где рождались его дети. По пути домой он встречает молодую, красивую женщину, и на несколько дней задерживается в ее городе. Продолжает путь домой, где знакомится со своими повзрослевшими сыном и дочерью. Встречается с женой (Ирина Гордина). За эти четыре года, в тоскливом ожидании мужа, в работе с утра до вечера и воспитании двух детей, она позволила себе один раз изменить ему. Капитан Иванов, узнав об этом, принимает решение уйти из семьи и вернуться к женщине, с которой недавно провел несколько дней. Он планирует новое «возвращение», только к совсем недавнему прошлому, еще не остывшему. Но едва садится в поезд, как видит детей, бегущих за поездом. Он остается, а это значит, что возвращение его начинается лишь с этого момента.

Юрий Еремин ставит эту историю безыскусно и просто. Его цель — представить замечательный рассказ и показать хороших актеров. В конце концов, в театр ходят затем, чтобы быть взволнованными.

И хотя режиссер поставил на сцене большой экран (что случается со многими желающими показать принадлежность к современному театральному процессу), тот выполняет очень прикладную функцию: на нем то пишут, кто какую роль исполняет, то показывают, что в данный момент привиделось или вспомнилось главному герою. Одним словом, экран несколько остраняет действие, позволяя зрителю передохнуть между драматическими эпизодами. Олег Табаков, который читает текст от автора, тоже призван, с одной стороны, несколько дистанцировать от зрителя действо, а с другой — показать, что эта дистанция мнимая.

Табаков, в котором и жива память о том времени, и есть неизбежная отстраненность от него, точно организует стилистику спектакля, заставляя воспринимать некоторые эпизоды не столь прямо и незамысловато. Например, когда капитан смотрит на своих детей, на экране показывают взрывы бомб и залпы орудий. Алексей Гуськов и без этой режиссерской «подмоги» играет человека, пришедшего с войны. Взрывы нужны скорее просто для эффекта, чтобы напомнить публике, через что прошел этот человек, но уж слишком они прямолинейны, как удар по лбу. Но в памяти остаются удачные эпизоды: вот все четверо впервые за долгие годы собрались за одним столом. Молчат, и в этой долгой тишине — и радость, и непонимание, и отчуждение, и желание близости. Чувствуешь, что после этого молчания между мужчиной и женщиной состоится разговор о том, о чем и не поговорить нельзя, и рассказать невозможно. Или: когда Иванов по фронтовой привычке собирается бросить сигарету на пол, жена приносит ему тарелочку-пепельницу. Или когда она снимает мужу портянки и надевает носки — это еще один жест, приближающий возвращение. И чем конкретней, чувственней подробности, с которыми показаны два обитателя маленького послевоенного городка, тем ярче за этими конкретными судьбами ощущаешь огромное количество жизней, прожитых в тех же условиях, с теми же страданиями, чувством радости и безысходности.