ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Звезды на роликах

Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
«Я настолько не молод, чтобы эпатировать, но и не хочу быть старым, дряхлеющим традиционалистом», — объяснял накануне премьеры «Кавалеров» Юрий Еремин, режиссер Театра имени Моссовета. И правда, спектакль по пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони «Хитрая вдова» получился, мягко говоря, неклассическим — актеры катаются на роликах, боксируют, рядятся в национальные флаги, распевают гимны, — но в то же время остался в рамках приличной и качественной интерпретации. После «Антония&Клеопатры» Кирилла Серебренникова («Современник») и «Короля Лира» Юрия Бутусова («Сатирикон») это уже третья смелая игра с классикой в сезоне.

Видимо, по аналогии с популярной передачей «Звезды на льду» Юрий Еремин поставил свое шоу, которое в шутку назвал «Звезды на пластике». И действительно, сцена превращена в огромный каток с пластиковым покрытием, по которому наматывают круги звезды Театра Моссовета, включая актеров почтенного возраста Юрия Кузьменкова и Александра Ленькова. Весь первый акт напоминает нечто среднее между маскарадом в Италии и советским катком с фонарями, железными скамейками и бодрой музыкой, несущейся через громкоговорители. Режиссер добавил несколько ностальгических деталей из собственного детства, пытаясь придать итальянской пьесе хоть каплю российского колорита. Для этого он даже вывел на каток русскую пару фигуристов, которая танцует лучше всех и вытворяет трюки в стиле Елены Бережной и Антона Сихарулидзе (Елена Судакова и Владимир Ткачев). Лишь во втором акте запыхавшиеся артисты могут, наконец, снять ролики. Пришла весна, каток растаял, и все, начиная с платья героини и кончая обивкой на мебели, стало зеленым.

События в спектакле, как и в пьесе, развиваются остроумно, легко и весело, но без всякого намека на чувственность и глубину: четыре кавалера разной национальности ухаживают за богатой итальянской вдовой Розалиной, которая никому не верит и никого не любит (и в этом досадное отличие спектакля от пьесы). Выбор она делает по принципу передачи «Испытания верности»: устраивает проверки с переодеваниями, розыгрышами и попытками соблазна — кто выстоит, тот и жених. В образах Мэрилин Монро, пикантной француженки, темпераментной испанки и дешевой итальянской проститутки исполнительнице Лилии Волковой удается вволю похохмить и продемонстрировать свою характерность удачнее, чем в роли строгой Розалины.

Еще более карикатурными вышли образы ее сомнительных женихов. Большой американский парень Ранбиф (Михаил Шульц) одет, как техасский рейнджер, причесан, как Элвис Пресли, богат, как Билл Гейтс, и неотесан, как Буратино. Полная противоположность ему — жених из Франции Лебло (Андрей Смирнов): кудрявый блондин, страдающий жадностью и хроническим нарциссизмом. Он до противного смазлив и говорит с интонациями Сергея Зверева. Галерею женихов дополняют гордый своим происхождением испанец Альваро (Евгений Ратьков) и ревнивый итальянец-шизофреник Винченцо, который в исполнении Валерия Яременко выглядит самым бледным и невыразительным. Команде молодых наступает на пятки еще один жених — очаровательный пожилой итальянец Паскуале. Александр Леньков сыграл его страдающим, но бодрым и жизнерадостным старичком, выходящим за рамки комикса. И это, пожалуй, единственная попытка внести в развеселое карнавально-спортивное шоу каплю настоящего чувства.

«Кавалеры» был бы спектаклем-безделицей, забавной погремушкой на вечер, если бы не удачные актерские работы и целое море режиссерских находок, которые, как драгоценности в шкатулке, разглядывать невероятно интересно. Вот Розалина ест длинную макаронину, откусывая по миллиметру, пока ее жизнерадостный папаша уминает целую порцию. А вот посыльный Папе, кривляясь, изображает то француза, то испанца, то американца — в «Кавалерах» он слуга сразу трех господ. А у героя Ленькова толстый живот и кустистые накладные брови — так что народного артиста России никак не узнать. Еще в спектакле играет живой оркестр (к каждому жениху приставлен собственный музыкант со скрипкой, гитарой, аккордеоном или банджо), процветает культ национальных флагов (флагами Франции, Испании, Америки размахивают, в них одеваются, как в платья, их поднимают над сценой, как на заседаниях Совета Европы), а актеры с задором кавээнщиков пародируют все известные заблуждения и штампы о людях разных национальностей. Гремучая смесь театра, капустника, КВНа и фигурного катания выпущена аккурат к юбилею Карло Гольдони: в следующем году итальянскому драматургу исполнится 300 лет.
Пресса
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002