Режиссеры

Шоу на колесах

, 4.12.2006
С Карло Гольдони чего только не делали. Джорджо Стрелер, например, из пьесы «Слуга двух господ» сделал шедевр, в историю театра вошедший. Или вот Роберт Стуруа — простенькую, шуточную пьеску «Синьор Тодеро хозяин» превратил в мрачную трагикомедию. А Юрий Еремин, придя в Театр имени Моссовета с пьесой Гольдони «Хитроумная вдова», решил сделать современное шоу. Разудалое, отвязное и клиповое, как нынче модно.

Здесь самое время сказать, что когда-то давным-давно спектакль Еремина «Счастье мое» я смотрела раз пять, так нравился. Да и другие его работы по тем временам были весьма значительны — «Старик» по Горькому с чудным Николаем Пастуховым в главной роли, «Идиот» Достоевского (там молодой Олег Меньшиков отлично играл Ганю Иволгина), экспериментальная «Палата N 6», мир объездившая. А потом что-то изменилось. То есть ясно, что изменилось, — страна, привычки и нравы, не говоря уже о моде. Все это вместе выбило из колеи не одного Еремина, многие потерялись. Когда почва из-под ног уходит, это страшно, знаете ли. Вот и ищешь точку опоры, найти не можешь, за то, что рядом лежит, двумя руками хватаешься.

А рядом лежит победительное, в каком-то смысле даже наглое актуальное искусство нынешних молодых. Торопливое, броское, динамичное и плоское. Декларирующее, в сущности, одно: не парься. Не думай, не напрягайся и будь счастлив. Зачем вникать в глубины текста, когда можно вытащить одну какую-то мысль (чаще всего весьма банальную) и иллюстрировать ее как можно эффектнее. Выдумка и трюк успешно заменяют теперь профессиональный разбор, подробную работу с актерами и тому подобную устаревшую ерунду. Похоже, Юрий Иванович Еремин огляделся вокруг и решил стать, как все они, молодые и успешные. Иначе не вполне ясно, зачем он сделал то, что сделал.

Для начала он переписал пьесу Гольдони, оставив от нее рожки да ножки. Одни только обозначения и остались. Потом он поставил героев на коньки (на ролики то есть) и заставил их выписывать круги на скользком полу весь первый акт. Эдакие «Звезды на льду» получились. Екатерины Гусевой, конечно, не хватало для полного счастья, но и другие актеры хорошо со своим нелегким делом справились. Это первая выдумка. Вторая, она же последняя, — иностранное происхождение женихов героини, богатой вдовушки Розалины (Лилия Волкова). Так и у Гольдони, но Еремин устроил по этому скромному поводу еще одно шоу. Появляются они под гимны, а флаги их стран немедленно поднимаются на флагштоке. Американец Ранбиф (Михаил Шульц), гримированный под Элвиса Пресли, ходит вразвалочку, таращит глаза, сует всем доллары и всюду вставляет свое «о'кей». Француз Лебло (Андрей Смирнов), ясное дело, грассирует, вертится вьюном и носит берет набекрень. Еще есть испанец Альваро (Евгений Ратьков), похожий, как легко догадаться, на Дон Кихота. Говорит с каким-то немыслимым акцентом, носит плащ и поет серенады. Зацепился Еремин за слово «карнавал», вот и устроил на сцене так называемый праздник. Только ни куража актерского, ни вкуса обнаружить не удалось. Очень уж все расхожее-расхожее, настолько, что поверить трудно: Еремин ли все это сотворил?

Увы, Еремин. Вот интересное дело, рассказывают, что в Америке на занятиях со студентами (американский набор Школы-студии МХАТ) он блестяще преподает систему Станиславского. Им это нужно, оказывается. А у нас шоу ставит, публике нравится. Вот в чем дело-то.