Режиссеры

Моцарта сгубили бабы?

Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Великий Моцарт не дает покоя потомкам. Только в МХТ им. Чехова спектакль о его жизни «Амадей» — главный долгожитель. Теперь взялись за смерть композитора. «Концерт обреченных» — так называется премьера, которую сыграли на Малой сцене Художественного. Драматург Дмитрий Минченок предложил свою версию смерти великого музыканта. Ее разыграли силами двух больших актрис. 

Про смерть смотрят бифронтально: сцена расположена меж двух трибун, на которых сидят зрители. Но этого мало: друг напротив друга, но по диагонали расположены два квартета, и каждый по очереди играет музыку то Моцарта, то Сальери. Прямо как два дуэлянта: один «резвый, кудрявый, влюбленный», другой — минуэтно-пафосный. «Стреляются» на струнных инструментах. В качестве секундантов — а вот это самое интересное — выступают вдовы Моцарта и Сальери.

Дамы встретились, чтобы положить конец расхожей легенде: завистник Сальери отравил душку Моцарта. Вдова душегуба — солидная дама в черном, как следователь с Лубянки, вопросами загоняет в угол вдову недруга своего мужа — такую же ветреную и верткую, как покойный гений. 

 — Констанца, покажите ваши каблуки. Каблук раздвоен! А теперь смотрите на следы на этой картине: на них тоже раздвоение, как на каблуке.

Констанца ведет себя как птица, загнанная в угол. Следствие по делу ведет Тереза Сальери. По ходу призывая в свидетели квартет пожилых музыкантов, который играет музыку ее мужа — весьма грамотную, но унылую. Хотя одна из них называется «Тарантелла. Праздник молодого вина». От такого вина явно не словишь кайфа. Зато молодые музыканты под руководством Констанцы Моцарт наяривают витальность.

Следственный эксперимент, восстанавливающий события последнего дня, режиссер Юрий Еремин строит на двух дуэтах — актерском и музыкальном. Первый интересен сочетанием двух столь разных индивидуальностей — Евдокии Германовой (Констанца Моцарт) и Ольги Барнет (Тереза Сальери). Ломкая пластика Констанцы как об утес бьется с монументальностью Терезы. Беззащитность схлестывается с амбицией, сдавая одну позицию за другой. И кажется, что мы вот-вот поверим, что Моцарт пал не от руки Сальери, а от руки собственной женушки. Однако…

Впрочем, не все ли теперь равно, от чего умер гений, — он давно сгнил в общей могиле. Интересно другое: жены достойны своих мужей, или мужчины выбирают жен по себе. Во всяком случае, Констанца в парике и камзоле внешне походит на исторический портрет супруга. Но что важнее — и внутренне безумна, как гений, вдохновенно интуитивна. Жена Сальери — грамотна, образованна, закомплексованна и со своей тайной.

А тайна в том, что она всю жизнь любила Моцарта и отравила его невольно. Последняя сцена действительно полна трагизма и держится на Ольге Барнет. Всякая версия имеет право на существование: Моцарт мог стать жертвой, например, героина, но любовная — романтичнее. Доказательная база — убедительна в своей актерской части. А вот музыкальная… Послушаем мнение профессионала.

Композитор Лора Квинт:
 — Красивая фантазия, хотя я уверена, что Моцарт умер от сифилиса, который в то время не лечили. Мне не понравилось другое: музыканты сознательно так играют музыку Сальери, что она выглядит унылой. А ведь он был очень хорошим композитором. Это достаточно грубый режиссерский прием — на контрасте музыки доказать превосходство одного композитора над другим.