ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Всем на каток

Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Для своей новой постановки Юрий Еремин переписал комедию Карло Гольдони «Хитроумная вдова». Перенес действие из восемнадцатого века в условную современность (то ли в наши дни, то ли на тридцать — сорок лет назад), вытравив из пьесы малейшие намеки на изысканность и философию. Спектакль явно рассчитан на тех, кто не привык много размышлять.

На сцене нет ни остроумных разговоров, ни старинного антуража, ни галантных манер. Зато есть грубоватая динамика рекламных клипов, развязный напор ток-шоу, эстрадные шуточки и ошеломительные спецэффекты. Главный трюк спектакля — виртуозное катание всех его участников на роликах — готов затмить все. Порой даже не ясно, зачем представлению понадобилась затейливая интрига, гениально придуманная Гольдони и в общих чертах сохранившаяся в сценарии Еремина. Катались бы себе и катались! Но сюжет в спектакле все-таки есть.

В красивую вдову Розалину (Лилия Волкова), проживающую в Венеции, влюблены пятеро мужчин разных возрастов и национальностей. Нежные и страстные признания сопровождаются сложными пассажами фигурного катания. Само собой, круче всех лихачит тот, кто любит сильнее. Валерий Яременко (Винченцо) стремителен и порывист, как разъяренный барс. Пламенный ревнивец не терпит не только соперников, но даже их национальных флагов — срывает и швыряет в близлежащую урну. Ведь государственные полотнища, согласно законам спортивного соревнования, поднимаются в честь победителей.

Актеры — заложники режиссерского замысла. С задачами, предложенными им Юрием Ереминым, все справляются с той или иной долей успеха. Жаль только, что текст пьесы немилосердно урезан в угоду зрелищным трюкам и некоторые роли оказались совсем куцыми. Большинству приходится играть не характеры, а маски.

Во втором действии роликов нет, и драматического действия побольше. Но схематичная однозначность продолжает торжествовать. Решительно ступая по надежным подмосткам, Розалина испытывает своих кавалеров на прочность чувств, соблазняя каждого в обра-зах их соотечественниц. Карикатурно-жеманный француз Лебло (Андрей Смирнов), пародийно сыгранный Михаилом Шульцем американец Ранбиф (у Гольдони богач был англичанином, но нынче в моде другие страны) и петушистый гордец-испанец Альваро (Евгений Ратьков) проваливают экзамен. Рука и сердце Розалины достаются ревнивому Винченцо. За то, что брезгливо оттолкнул ее, не узнав в обличье уличной девицы. Ничего удивительного — роль потаскушки придумана Ереминым для Розалины-Волковой так грубо и грязно, что от такой «соблазнительницы» отвернулся бы даже самый неисправимый дон-жуан.

Пятый кавалер, почтенный Паскуале, отвергнут вдовушкой еще до «конкурса» из-за преклонного возраста. Александр Леньков, загримированный до неузнаваемости под Эдуардо де Филиппо, обаятельно играет постаревшего Пьеро. Его робкие признания нелепы и трогательны, а страдания горестны и комичны одновременно.

Приближенная к Розалине горничная Мари, напротив, — самый бойкий и жизнерадостный персонаж этой истории. В событиях участвует мало, зато от души их комментирует. Лариса Кузнецова с невероятной быстротой меняет интонации, жесты, ухмылки и улыбки своей Мари. Еще чуть-чуть, и всезнающая горничная растает в воздухе, как невероятное абсурдистское видение. Преувеличенная живость служанки вполне объяснима. В спектакле ей приходится отдуваться за двоих. Другого весельчака гольдониевской пьесы, непосредственного шалопая Арлекина, Юрий Еремин превратил в грустного продавца воздушных шариков Пепе. Невольник голода, холода и безденежья терпеливо смиряется с ситуацией, но при случае не прочь ее изменить. Прислуживает иностранцам, примеряя и отвергая разные обличья. Уличный бедняк Юрия Черкасова — единственный, кто не теряет естественности в бессмысленной кутерьме аттракционов. Скептически наблюдает за ледовыми кульбитами и речевками в микрофон, оттеняя своим спокойствием нарастающее безумие. Так и кажется, что грустный Пепе отпустит вверх свои воздушные шарики и посоветует зрителям прочитать очень хорошую пьесу Гольдони «Хитроумная вдова», непонятно зачем переделанную в спортивно-театральное шоу.
Пресса
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002