Режиссеры

Ветряные мельницы

Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Главным героем в спектаклях уходящего года явилось почти полное отсутствие такового. В постановке Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра» главных героев затмевают многочисленные смыслы и замыслы режиссера, что обезоруживает актерскую индивидуальность, а в спектакле Юрия Погребничко «Сцены из деревенской жизни» («Дядя Ваня») она сознательно отсутствует, дабы подчеркнуть деградацию бездействующей личности. И, наконец, работы Дмитрия Крымова со студентами факультета сценографии, где актера попросту нет, что не мешает восхищаться постановкой. Вещь на сцене все чаще оживает, порой заменяя собой главного героя. Вот и в премьерном спектакле Юрия Еремина «Кавалеры» по мотивам комедии Карло Гольдони «Хитроумная вдова» главную роль сыграли эффекты, а не актеры.

Перед зрителем открывается просторная сцена-каток, на которой актеры в течение первого действия демонстрируют искусное владение роликовым коньком под разудалую музыку в стиле «диско». Сюжет комедии Гольдони режиссер осовременил, дополняя ее актуальными, а порой и вульгарными акцентами. Так, например, решена сцена соблазнения Винченцио (Валерий Яременко) Розалиной (Лилия Волкова). Молодая вдова, переодетая, дабы проверить подлинность чувств своего возлюбленного, в девушку легкого поведения, пытается соблазнить героя так грубо, что впоследствии в чистоту отношений этой пары слабо верится.

Дополнить-то режиссер дополнил, но из драматургии Гольдони исчезла таинственность, призрачность маскарада, философия человеческих страстей и глубина извечных отношений между мужчиной и женщиной. Исчез дух комедии дель арте, присущий итальянской драматургии. На протяжении трех часов зрителя развлекают актеры, выделывая отдельные фигурные пассажи на роликах; пышные, новомодные костюмы сменяет Розалина в сценах переодевания; декорации, завораживающие своим шиком, то интерьер изысканного ресторана, то ночного клуба, а то и вовсе зритель наблюдает бой на боксерском ринге. Драгоценности, подаренные Розалине американцем Ранбифом (Михаил Шульц), портрет в человеческий рост ее воздыхателя француза Лебло (Андрей Смирнов), гитарная музыка в стиле фламенко от мексиканца Альваро (Евгений Ратьков), лаковые столики, вазочки, шарики, флаги — все это элементы безукоризненно-гламурного антуража спектакля, яркого, но пустого. Актер в спектакле затерялся среди вещей и развлекательных спецэффектов. Лишь служанка Мари (Лариса Кузнецова) и чудаковатый продавец шариков Пепо (Юрий Черкасов) являются истинными героями комедии дель арте. Образы этих героев решены актерами в гротесковых тонах, отсылающих зрителя к истокам площадного итальянского театра, где балом комедийных перипетий правили слуги — хозяева маскарада. Остальные актеры на протяжении всего спектакля обыгрывают одну ярко выраженную сторону характера своих героев: американец Ранбиф силен, богат, но глуп; француз Лебло чересчур жеманен; мексиканец Альваро являет собой полную противоположность типичному представителю этой пылкой нации, а Винченцо на протяжении всего спектакля мучается ревностью.

В спектакле отсутствует герой как таковой, отсутствует человек, поэтому вещи и эффекты перебивают внимание зрителя и быстро надоедают. Юрий Еремин попытался угадать вкусы публики, угнаться за модой, забывая, что самое главное зрелище в театре в отличие от других искусств — это актер, живой человек. Люди приходят в театр за живыми эмоциями. Ни кино, ни телевидение не даст этого и тягаться с ними по части эффектов все равно, что бороться с ветряными мельницами.