ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Приключения натуралиста: «Васса Железнова» в МХТ им. Чехова

Алла Шендерова, Ваш досуг, 17.03.2010
В советское время МХАТ носил имя Максима Горького. Однако его «Васса Железнова» здесь никогда не шла. За нее вообще мало кто брался. Фильм Глеба Панфилова и спектакль Анатолия Васильева «Первый вариант „Вассы Железновой“» — вот, пожалуй, и вся история интерпретаций одной из самых мрачных пьес буревестника революции. Поставить ее в сегодняшнем МХТ решил Лев Эренбург, филолог по первому образованию, режиссер и ученик великого Георгия Товстоногова — по второму и врач — по третьему.

В конце 90-х, работая на скорой помощи, Эренбург одновременно открыл в Питере Небольшой драматический театр, чья постановка «На дне» в 2006-м была номинирована на «Маску». Награды Эренбург тогда не получил, но спектакль, в котором обитатели горьковской ночлежки казались пришедшими на сцену из современной подворотни, запомнился многим. 

В 2008-м, после того как Эренбург получил «Маску» за «Грозу», поставленную в Магнитогорском театре драмы, его пригласил к себе Олег Табаков. А в прессе появились предостережения: мол, Эренбург весьма вольно обращается с авторским текстом и слишком много внимания уделяет физиологии своих персонажей. Зачем, мол, нам такой натурализм — хватит с нас новой драмы…Да, в спектаклях Эренбурга много физиологических проявлений: кто-то из ругается, кто-то плюется, постоянно кто-то кого-то домогается. Но, как ни странно, сквозь все это «низменное» в итоге прорастает настоящая поэзия. 

И вот очередная горьковская постановка. Роль Вассы Железновой, главы пароходной компании, играет острохарактерная, склонная к гротеску Марина Голуб. Художник Валерий Полуновский выстроил на сцене некую условную среду: то ли 10-е годы прошлого века, то ли наше время. А музыку, веселую и зловещую, то высмеивающую, то оплакивающую купеческий уклад со всеми его темными страстями, написал создатель студии «Саундрама» Владимир Панков. Словом, перед спектаклем вовсе не обязательно судорожно перелистывать Горького, вспоминая школьные уроки литературы.


Незадолго до премьеры «Ваш досуг» побеседовал с режиссером. Почему вы снова взялись за Горького?
В горьковских пьесах, при всех огрехах стиля и языка, заложено очень многое. У Горького всегда всем есть что играть. Кроме того, меня всегда привлекала двойственность его личности: с одной стороны, несгибаемое целомудрие, с другой — невероятная чувственность. В его пьесах мало говорится о любви, но зато открываются такие бездны души!

Вы считаете, что «Васса» сегодня актуальна?
Мы, конечно, имеем в виду 10-е годы прошлого века, но хотим, чтобы пьеса звучала современно. Если коротко, то это история духовного самоуничтожения целого семейства, только каждый самоуничтожается по-своему. Я ставлю второй вариант «Вассы», написанный в 30-е годы, он драматургически сочнее первого: пьеса начинается с убийства и кончается смертью.

С каким поколением мхатовцев вам проще было найти общий язык?
Мне почему-то всегда легче с молодыми (речь, конечно, не о физиологической молодости). И аудитория моих спектаклей — такая же.

Вас часто упрекают в натурализме…
Натурализм — слово хорошее. Вспомним Станиславского: если искомое — жизнь человеческого духа, то ее, на мой взгляд, можно передать на сцене только через жизнь человеческого тела. Когда я в очередной раз слышу ханжеский шепот: «На сцене такое показывать нельзя», меня это выводит из себя. Можно показывать все! Если есть, ради чего. Как говорил мой учитель Георгий Товстоногов, единственное, что нельзя передать на сцене, это половой акт. Я пробовал — не получается. Не возникает момента художественности. В кино можно: сняли крупным планом начало, а дальше берут еще более крупным планом руку, которая колупает стенку. И я понимаю, что одному из партнеров все равно. А в театре на что смотреть — на сумму беспорядочных бессмысленных движений?..

В «Вассе» натурализма много?
Меньше, чем у меня обычно.

Вы много лет сочетали режиссуру с медициной. Это сходные виды деятельности?
Нет, очень разные. Но любая профессия влияет на человека, а докторская особенно. Когда каждый день видишь человеческие страдания и понимаешь, что практически бессилен — ведь медицина лечит далеко не все, начинаешь иначе смотреть на жизнь, на смерть, на деторождение. И на театр.
Пресса
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
«Преступление и наказание»: на крови грешника, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 18.04.2012
Достоевский. Этюды по мотивам, Елена Ковальская, Афиша, 3.04.2012
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010