Режиссеры

Лев Эренбург: «Важнее следовать не букве, а духу Горького»

Елена Добрякова, Невское время, 18.03.2010
В Московском художественном театре им. А. П. Чехова режиссер из Петербурга Лев Эренбург заканчивает репетиции «Вассы Железновой». В театре нервничают перед премьерой, которая перенесена на 23 марта, обстановка накаляется, из суеверия прессе опасаются выдавать какую-либо информацию. И только для «НВ» сделали исключение и пригласили на первый черновой прогон спектакля.

Работа в МХТ для Эренбурга — первый опыт режиссуры в Москве. Художественный руководитель театра Олег Табаков пригласил Льва Борисовича поставить «у них в театре что-нибудь» после того, как прошлой весной увидел спектакль Эренбурга «Гроза», который привозил в Москву Магнитогорский театр драмы.

 — Горький мне близок, и, думаю, самое сильное, что я поставил на сцене за все годы, — это «На дне» в своем «Небольшом драматичемком театре» — сказал корреспонденту «НВ» Лев Эренбург. — Олег Павлович интуитивно почувствовал, что горьковская драматургия — это мой материал. В «Вассе…» я вслед за Горьким хочу исследовать историю развала, гибели души, потери человеком Бога. …Я делаю не кальку, а спектакль по мотивам «Вассы…», добавил сцены в бане, чаепития, купания в проруби, резче проработал некоторые линии. Мне кажется, важнее следовать не букве, а духу Горького.

Табаков дал полную свободу Эренбургу и в способах общения с актерами, и с подбором артистов. Вначале на роль Вассы Железновой была утверждена Евгения Добровольская, но после пяти месяцев работы что-то не срослось. Сыграть Вассу предложили не менее популярной Марине Голуб.

 — Я Вассу мечтала сыграть всю жизнь, — рассказала Марина. — Моя мама — актриса Театра имени Гоголя Людмила Голуб, увидев меня в студийном спектакле «Егор Булычев и другие» в роли Меланьи, сказала: «Когда-нибудь ты сыграешь Вассу Железнову — это твоя роль». И вот судьба! Но мне было непросто влиться в уже почти готовый спектакль — я репетирую всего два месяца. Васса не оставляет меня в покое — с ее мыслями я ложусь спать и просыпаюсь по утрам. Я совсем не такая, как Васса, и мне приходится играть на сопротивлении. Я вижу свою героиню вероломной, коварной, решительной, при этом постоянно перекладывающей ответственность за свои поступки на чужие плечи. Это вполне современная история, в ней много поучительного для сегодняшних поколений матерей, отцов и детей.

Декорации «Вассы Железновой» представляют собой покатый дощатый пол, местами устланный коврами. Торчащие черные трубы — пароходные, они же печи, они же колонны. Эренбург нагружает спектакль большим количеством реальных атрибутов — пироги, блины, чай из медного самовара — все по-настоящему, и сценическая кровь польется ручьями, а вода — ушатами.

Работа над ролями начиналась с этюдов, к которым, по признанию артистки Юлии Чебаковой, актеры МХТ не прибегали со студенческих времен. Но именно этюды позволили найти интересные образы — например, замка, который свисает из-под юбки у горничной Поли. Прохор, брат Вассы, этот замок будет закрывать, открывать — он коллекционирует замки и владеет телом Поли. Сергей Железнов (Сергей Колесников) умрет не так, как написал Горький, — выпив порошок, а попытается повеситься. Ход тоже найден при подготовке этюда.

 — Вначале мне многое не нравилось в подходе Эренбурга, раздражало его видение смыслов, заложенных в пьесе, — говорит актриса Яна Колесниченко, исполнительница роли Анны. — Но постепенно я доверилась его чутью. К тому же Лев Борисович оставляет много воздуха, возможности импровизации. 

 — Сейчас кажется, что актерами этого театра легко управлять. Но нет, каждый — личность, со своим видением и представлением, работать с ними сложно и интересно, — говорит Лев Эренбург.