Режиссеры

Царскую Россию представили прогнившим миром пьяниц и убогих

Ольга Романцова, «Газета», 26.03.2010
Поставив в МХТ имени Чехова второй вариант «Вассы Железновой» Максима Горького, петербургский режиссер Лев Эренбург напрочь лишил дореволюционную Россию модного сейчас романтического ореола. Вассу в нем сыграла актриса Марина Голуб, доказавшая, что ей удаются не только комические, но и трагические роли.

Новый спектакль МХТ «Васса Железнова» идет вразрез с нынешней манерой идеализировать прошлое, изображая дореволюционную Россию как некий потерянный рай. Эренбург с этим категорически не согласен. В его спектакле насквозь прогнивший мир, в котором живет и умирает Васса Железнова, напоминает скорее чистилище. Чтобы убедить в этом зрителей, режиссер поставил не первый вариант пьесы Горького, который часто ставят в России, а второй- более жесткий. В нем муж Вассы уже в первом акте кончает жизнь самоубийством, а в финале умирает и сама главная героиня.
Иначе Эренбург не может: этот режиссер всегда акцентирует самые неприглядные стороны любого литературного произведения, населяя сцену убогими, больными и психически неполноценными людьми. Они беспробудно пьют, совокупляются и ничего не могут поделать с угрюмым и грязным миром, который их окружает.

Мыши дохнут, люстра качается

Не обошлась без чернухи и «Васса» в МХТ: в самом начале спектакля из мышеловок выбрасывают дохлых мышей, а затем обливают Прохора, брата Вассы, дерьмом из ночного горшка. Муж Вассы неумело пытается повеситься на люстре, остальные герои поглощают спиртное бутылками, валятся с ног и явно сексуально озабочены. Их неуклюжие попытки разнообразить свою жизнь вызывают иногда смех, иногда сочувствие. 
Заметно, что в МХТ Эренбург фантазирует гораздо сдержаннее, чем обычно. Натуралистические сцены его спектаклей, поставленных в петербургском «Небольшом драматическом театре», порой вызывают у зрителей чувство брезгливости и отвращения. По сравнению с ними «Васса Железнова» — работа скромная и корректная.
Эренбург сочинил целую серию живых, ярких и запоминающихся эпизодов. Тут и уборка дома Железновых накануне праздника, когда герои раскачиваются на огромной люстре, как на качелях, тут и банный день с развешиванием мокрых простыней и купанием в проруби. Есть и нелепая попойка дочек Вассы — Натальи (Юлия Шарикова) и Людмилы (Ксения Теплова).
Это не мешает режиссеру вынести миру Железновых беспощадный диагноз: все люди, окружающие Вассу, больны, неполноценны или нравственно испорчены. Муж Вассы, Сергей Железнов (Сергей Колесников) — алкоголик и уличен в растлении несовершеннолетней. Брат героини Прохор (Эдуард Чекмазрв) страдает эпилепсией и, чуть что, бьется в припадке. Похожее заболевание у дочери Вассы, умственно неполноценной Людмилы. Помощники и доверенные люди героини воруют и пьют.
Даже ее невестка, революционерка Рашель (Ксения Лаврова-Глинка), которую режиссеры обычно трактуют как идеологическую противницу Вассы, у Эренбуга растеряла революционный пафос. Наследство ей гораздо важнее, чем революция. Тело Вассы еще не успело остыть, а Рашель уже роется в ее бумагах, сняв ключ с шеи умершей.

Капитан корабля

Дом Железновых очень похож на палубу корабля (сценография Валерия Полуновского) — ведь Васса, по сюжету, владеет пароходной компанией. Кажется, что этот корабль держится на плаву только благодаря ей. Марина Голуб играет Вассу женщиной, которая все время работает и не понаслышке знает, что такое физический труд. Эта Васса привыкла приводить все в порядок: утихомиривать пьяниц, останавливать припадки эпилепсии. Если надо, она вымоет пол или кого-нибудь побреет.
Образ, созданный актрисой, многомерен. Васса — властная хозяйка, в которой есть что-то от нынешних «железных леди», и одновременно тонкий психолог. Она мудра, дальновидна и слегка цинична. Пожалуй, девизом этой женщины могла бы стать фраза «ешь, чтобы не быть съеденным», но следовать ему до конца мешает чисто женские доброта и жалость. Роль стала главной удачей спектакля и еще одним доказательством того, что Марина Голуб — талантливая актриса.
Васса держится до последнего и держит весь дом. Даже после смерти никому не удается разжать ее руку, ухватившую волосы дочки. После кончины хозяйки часть пароходных труб, украшавших сцену, «уплывает». Другая часть медленно опускается и исчезает со сцены. Ясно, что корабль Железновых пошел ко дну: скоро исчезнет не только их пароходство и дом, но и та Россия, которую Эренбург изо всех сил старается разоблачить.