ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Наивная «Осада»

Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Вопреки многолетней привычке актер и драматург Евгений Гришковец в своем новом спектакле «Осада» решил не выходить на сцену. Смешить публику до слез он заставил шестерых актеров чеховского МХАТа. Получилось интересно и трогательно.
В Москве давно знают, что автор-исполнитель собственных текстов Евгений Гришковец уникален. Он один умеет облечь в трогательные формы обыкновенное людское косноязычие и бытовую, невразумительно кухонную болтовню, да так, что, слушая его монологи, диалоги и сцены, зритель начинает любить все человечество со всеми его слабостями, пошлостями, тревогами и печалями.
«Осада» — пьеса, не только сочиненная Евгением Гришковцом, но им же и поставленная, а потому традиционный эффект воздействия на зрителей удваивается. К тому же «Осада» — история военная, а такие получаются у Гришковца особенно трепетными. В мхатовской постановке развиваются как бы два параллельных сюжета. С одной стороны, беседуют двое солдат-дембелей (молодой и постарше). Вместе с ними на сцене появляются три античных вояки, которые по сюжету стоят в осаде. У дембелей беседа не очень клеится. Старший говорит долго, нравоучительно, время от времени сбивается на лирические отступления. Младший вежливо, но без энтузиазма слушает. Как только первый солдат останавливается — картинка на сцене кардинально меняется. Из-за кулис появляются какие-то нелепые, но в то же время бесконечно трогательные античные герои-ахейцы в вязаных шапочках и юбочках, они заводят уморительные дебаты о том, надо или нет призывать противника к перемирию. Следом за ними выходит Икар — упитанный, небольшого роста очкарик, долго деловито прилаживает к спине свои громоздкие крылья? Так герои и чередуются на сцене, пока одного из ахейцев не настигает тонкая стрела. Икар досадует на собственные неуспехи, ахейцы тем временем понимают, что мир не будет достигнут. В этот самый момент оба театральных сюжета вдруг пересекаются и дарят зрителям традиционное умилительное настроение и трогательно-наивную мораль Гришковца: мол, «аккуратней как-то надо с людьми». В том, как разные герои деликатно не мешают друг другу нести эту простую мысль, и есть вся премудрость режиссуры Евгения Гришковца. Сделавшись из актера постановщиком, Гришковец не стал открывать Америку, он просто научил других актеров своей собственной простой и душевной манере представлять публике свои же тексты.
Еще будучи просто артистом, играющим свои моноспектакли, Евгений Гришковец освоил нетрадиционный для драматической сцены жанр — наивный театр. В отличие от модных «прогрессивных» режиссеров, которые шокируют публику невероятной эротикой или невероятно дорогими сценическими эффектами, Гришковец умеет заставить зрителей вглядываться в облака на прищепке, радоваться фанерным корабликам, парусам, наклеенным звездочкам на черных небесах. В «Осаде», сложенной из солдатских баек и древних мифов, театральная «наивность» доведена до совершенной гармонии. Даже декорация сделана, как в детской книжке-раскладке. Дернешь за один бумажный рычажок — заколышется картонное море, за другой — заиграют музыканты, начнешь двигать двумя сразу — накатят тучи. Даже волшебный фонарь есть — он высвечивает героев в минуты их душевных откровений. Мхатовские актеры в этот наив играют по-честному: мило и душевно, за что нередко срывают аплодисменты зала. Виновато натягивают шапки на уши, переминаются с ноги на ногу, всерьез разъясняют друг другу, что такое «патовое положение», запинаются на выражении «с кондачка», читают нескладные, но нежные письма любимым и умирают от фанерных стрел. Их перевоплощение прошло столь успешно, что зрители вместо одного кумира получают шесть полноценных его копий и соответственно помноженную на шесть дозу умиления и восторга.
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001