ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По

Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005
Вчера в Театральном центре на Страстном Евгений Гришковец представил свой новый спектакль «По По» по рассказам Эдгара По, на котором его партнером по сцене стал актер и шоумен Александр Цекало. МАРИНА ШИМАДИНА считает, что дуэт получился крайне удачным.

Евгений Гришковец не делал новых спектаклей с 2001 года. Последней его премьерой была «Планета», в которой он впервые попробовал разделить сцену с кем-то еще. Тогда его партнером, вернее партнершей стала Анна Дубровская. Но актриса только изображала незнакомую девушку в окне, возле которого Евгений Гришковец в целях маскировки старательно махал ветками, но между ними так ничего и не происходило — даже диалога. В спектакле «По По» между актерами устанавливается более тесная связь: они выходят на сцену, трогательно держась за руки,- господин Гришковец как более опытный и видавший виды боец театрального фронта ведет за собою послушно склонившего голову дебютанта Александра Цекало. Дальше отношения исполнителей становятся еще более интимными: господин Цекало то уютно устраивается слушать страшные истории, положив голову на колени своему партнеру, то ищет утешения у него в объятиях. Но между героями спектакля так и не возникает никакой истории. Кто они, что делают здесь, на сцене, зачем пересказывают друг другу истории американского классика — остается непонятным. Никакого обрамляющего сюжета, который поместил бы рассказы Эдгара По в новый контекст, в спектакле нет.

В своем новом проекте, который он откровенно называет коммерческим, Евгений Гришковец не пытается (как раньше) сформулировать какие-то важные и трудноуловимые чувства и ощущения или поразить зрителей очередным откровением о нашей жизни, он просто рассказывает истории. Рассказывает в прежней, хорошо знакомой косноязычной манере — путаясь в словах, объясняясь жестами и междометиями и призывая на помощь всем понятные примеры из жизни. Долгое время считалось, что этот уникальный, фирменный «язык Гришковца» — неотъемлемая часть его самого и придуманного им стиля «нового сентиментализма». Как выяснилось, он вполне может существовать как самостоятельный прием и использоваться в совсем других жанрах и другими артистами.

Александр Цекало, пожалуй, первый разрушил миф о том, что играть в манере Евгения Гришковца может только сам Евгений Гришковец. Он вроде бы делает то же самое: заикается, использует бытовую речь, пересыпая ее всякими «ну вот» или «так сказать», но получается у него это как-то по-своему. Так что на сцене возникают не два Гришковца и не Гришковец и его бледная тень, а два равноценных и совершенно разных персонажа. И господин Цекало с его энергией и энтузиазмом дебютанта, пожалуй, может даже дать фору своему усталому партнеру, интонации и манеры которого зрители, кажется, уже выучили наизусть.

Оставив на время свой имидж акулы шоу-бизнеса, для спектакля актер выбирает маску большого ребенка — импульсивного, обидчивого, непосредственного в своей инфантильности и не знакомого с понятием нравственности. Он с таким азартом, вдохновением и знанием дела рассказывает о разных видах убийств, что поневоле вспоминаешь тех мальчиков, которые «в подвале играли в гестапо».

Сравнение с детским городским фольклором здесь всплыло не случайно. В начале спектакля Евгений Гришковец, переиначивая слова Эдгара По, удивляется тому, что читать его книги страшно, даже зная, что все это вымысел, а читать газеты почему-то не страшно, хотя в них описываются реальные и действительно ужасные происшествия. Актеры предлагают нам третий вариант, когда страшное становится смешным. В их исполнении мрачные рассказы Эдгара По превращаются в смешные страшилки, похожие на те, которыми дети пугают друга после отбоя в пионерском лагере. «И вот он разрывает свежую могилу, откидывает крышку гроба, протягивает руки, чтобы отрезать у любимой локон, и тут она открывает глаза и удивленно восклицает:'О, Жульен!'»

Ожившие мертвецы из «Заживо погребенных» вообще стали главной темой спектакля. Ее достойно обрамляют истории об изощренных убийствах и кровной мести из «Беса противоречия» и «Бочонка амонтильядо». Но эти старые сюжеты в вольном пересказе актеров наполняются современными реалиями: вместо скелетов в старом подвале, где один из героев собирается замуровать своего обидчика, обнаруживаются банки с маринованными грибочками и сломанные детские санки, перед ураганом в замке передают «штормовое предупреждение», а магазин «Все для дома» регулярно снабжает персонажей лопатами для рытья могил. 

Если подбирать этому страшно смешному спектаклю жанровое определение, то ближе всего будет американский жанр stand up comedy, который до сих пор не хотел приживаться на русской сцене. А то, что в «По По» отсутствует такое важнейшее условие жанра, как непосредственный контакт с залом, не беда, он может запросто возникнуть, например, если у кого-то из зрителей вдруг зазвонит мобильный телефон. Не знаю как Александр Цекало, а господин Гришковец очень этого не любит. 
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001