ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Планета на двоих

Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
Для поклонников Евгения Гришковца есть две новости: хорошая и плохая. Начну с плохой: со следующего года революционный для нашего театра спектакль «Как я съел собаку» играться не будет. А теперь хорошая: его место в репертуаре займет новая постановка Гришковца — «Планета»

«Планета» не вытеснила «Собаку», просто Гришковец стал другим. И потому появилось очень много других слов, другая тема, другой персонаж — повзрослевший и усталый, каким он, по собственным оценкам, сейчас и является.

Его мир обрел границы дома. В нем появилось новое симпатичное существо — женщина, правда, она не видит и не слышит его, потому что его нет в ее жизни. Но все равно ее мир — новая, привлекательная, неизведанная для него и непостижимая планета. Которая символически умещается в небольшой уютной комнате. С абажуром, обоями непонятного цвета и шторами, которые она — женщина — долго-долго выбирала, ездила в разные магазины, потом остановилась на нескольких, привезла мужчину: «Какую брать — вот эту или эту?», а он растерялся — так много образцов: «Да возьми любые. А я пойду на улицу покурю»… Такими автобиографическими эпизодами из жизни Евгения Гришковца пронизан весь спектакль. О любви, о маленьком человеке в большом городе. О его городе, моем городе, твоем городе, о тебе как части городского пейзажа…

В «Планете» Евгений Гришковец получил свои первые впечатления от работы с актрисой (Анна Дубровская), сценографом (Лариса Ломакина), художником по костюмам (Юлия Васильева) и продюсером (Ириной Юткиной). В предыдущих постановках Гришковец был един во всех лицах. Он не знал, что делает режиссер, а что — художник, и пытался всем чем-то помочь. Но ему запрещали. Он не знал правил игры, впервые работая с командой, но он их не нарушал. Опыт семилетнего руководства театром в Кемерове не пригодился: «Я вообще себя ощущаю человеком без опыта. Тогда приходилось всем все объяснять; а деньги не имели значения. Сейчас, как бы мы чудесно ни общались, мы должны подписывать договор. Но самой сложной задачей оказалось найти актрису, чтобы она не была откровенно выше меня ростом».

Гришковцу предложили провести кастинг. Но он представил, что будет как в супермаркете ходить, выбирать актрис. Наметил для себя без всяких кастингов три кандидатуры: если первая откажется, тогда он звонит второй. Но Анна Дубровская согласилась.

Ее героиня говорит по телефону. Не с Гришковцом — он, как и всегда, без диалогов, говоря только о себе, сможет рассказать все и про нее, и про тебя. И ты, по Гришковцу, вдруг обнаруживаешь себя в центре внимания мирового искусства.

Мирового потому, что это путешествие с Гришковцом по миру — за любовью. И потому что с первого декабря в Вене уже продаются билеты на майские спектакли «Планеты». В Австрии он тоже будет зажигать звезды — дергать за веревочку и включать россыпи маленьких лампочек. И там тоже в конце спектакля — лиричного, как лучшие советские фильмы Эльдара Рязанова, и искреннего, каким могут быть только произведения Гришковца, — в окно комнаты залетит спутник и, как бабочка, завьется у абажура. И орбиты двух разных планет — миров мужчины и женщины — наконец-то пересекутся.
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001