ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Бред втроем

Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
В афише МХТ скоро появятся два новых названия — «Шага» классика французской литературы ХХ века Маргерит Дюрас и «Феи» Ронана Шено, 37-летнего представителя новой французской драмы. Причем обе премьеры выпускают иностранцы: Мари-Луиз Бишофберже из Швейцарии, сотрудничающая с ведущими театрами Франции, интерпретировала пьесу Дюрас, а уже знакомый москвичам 33-летний француз Давид Бобе — текст Шено.

Предыстория этих постановок не менее любопытна, чем сами спектакли. В эскизной версии их показали москвичам еще прошлой осенью — в рамках экспериментального проекта «Французский театр. Впервые на русском языке», который был частью программы Года Франция-Россия-2010 и реализовывался совместными усилиями МХТ, посольства Франции, Школы-студии МХАТ и минкультов обеих стран. Идея состояла в том, чтобы пять режиссеров, приглашенных французской стороной, в течение двух месяцев выпустили со студентами и артистами МХТ серию спектаклей-эскизов по неизвестным в России пьесам французских драматургов ХХ века. Предполагалось, что каждый спектакль будет сделан в стиле work-in-progress (т.е. в эскизной манере открытой репетиции) и показан всего два раза.

В итоге на сцене МХТ в октябре-декабре 2010 года были представлены публике"Отель «Сплендид» Жана Жене, «Шага» Маргерит Дюрас, «В стране далекой» Жан-Люка Лагарса, «Башня Дефанс» Копи и «Феи» Ронана Шено. Открытые показы прошли при полных залах, но надежды на повтор не было. Руководство МХТ, правда, обещало, что одна постановка, признанная наиболее удачной, возможно, войдет в репертуар театра. МХТ свое слово сдержал. Более того, решил включить в афишу не один, а два спектакля.

Первые показы «Фей» дуэта Шено-Бобе назначены на конец апреля. А до этого сыграют премьеру дюрасовской пьесы «Шага» в постановке Мари-Луиз Бишофберже с участием артистов МХТ Ксении Лавровой-Глинки, Игоря Хрипунова и приглашенной звезды Ренаты Литвиновой. Гость она, впрочем, для МХТ условный, поскольку с 2004 года регулярно играет на мхатовской сцене Раневскую в «Вишневом саде».

По жанру «Шага» — комедия, в которой соблюдены все постулаты асбурдизма: отказ от реализма в поведении персонажей, время и место действия не определены, причинно-следственные связи не прослеживаются, повествовательность и сюжетность на нуле, диалоги нелепы (во всяком случае, на первый взгляд). Пьеса написана в 1963 году, когда Беккет и Ионеско трудились на ниве абсурдизма уже больше 10 лет и успели написать все свои программные произведения. Тем не менее Дюрас к эпигонам отцов абсурдизма отнести никак нельзя. Ее театр абсурда, во-первых, не столь мрачный. И сильно смешнее. (Хотя русскоязычная публика, естественно, в силу перевода лишена возможности оценить игру слов Дюрас.) Во-вторых, в ее пьесе есть деликатные нотки психоделики и интересные отсылы к предшественникам абсурдизма: как если бы к Беккету и Ионеско добавили сильную дозу Льюиса Кэрролла вкупе с дадаистами, сюрреалистами и футуристами.

Для такой версии театра абсурда Рената Литвинова как нельзя кстати. Тем более что роль безымянной женщины, которая у Дюрас значится под литерой «Б» и говорит на несуществующем языке «шага» (выдумка Дюрас, смесь камбоджийского, малайского и сиамского), как будто списана с Литвиновой. Литеры «А» и «М», пытающиеся завязать разговор с буквой «Б», конечно, ее «птичьего» языка не понимают. Однако главный фокус пьесы и, соответственно, спектакля, конечно, не в том, что носители разных языков пытаются вести диалог друг с другом и до чего-то в результате договариваются. Главное стоит искать за пределами текста Дюрас — там, где уже территория собственно театра.
Пресса
«Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Беседа с Ренатой Литвиновой о ее спектакле «Северный ветер», видеосюжет телеканала «Культура», 17.09.2017
Дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 16.09.2017
Холод существования без любви, Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 16.09.2017
Рената Литвинова в программе «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 13.09.2017
Режиссер Рената Литвинова дебютировала в МХТ, Наталия Гопаненко, Э Вести, 13.09.2017
В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
«Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
Дело вкуса, Независимая газета — Антракт, 12.10.2007
Леди икс, Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007
Зашторенная, Андрей Ванденко, Итоги, 8.01.2007
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004