Режиссеры

ЗИМА? ОРЛЫ ПРИЛЕТЕЛИ?

Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 24.12.2004
Момент истины — четверг, 15.00, Союз кинематографистов, конференц-зал. За столом — президент Киноакадемии Владимир Наумов, вице-президент Элина Быстрицкая, председатель Экспертного совета Кирилл Разлогов. Они озвучивают имена окончательных претендентов на премию. 

Напомним, что «Золотой Орел» был учрежден Национальной академией кинематографических искусств и наук России, основанной в феврале 2002 года. Многие тогда решили, что михалковский «Орел» заклюет гусмановскую «Нику» насмерть. Но девушка оказалась живучей, да и хищная птица укрепилась в полете, отработав до мелочей его траекторию. 

Итак, выдвижение номинантов на «Орел» — наш ответ «Оскару» — многоступенчатое. По 15 декабря члены Союза кинематографистов России (3628 из более чем 5000) тайно проголосовали по рекомендательным спискам, предложенным Экспертным советом. Всего совет предложил к обсуждению 286 работ (в том числе анимационные ленты и сериалы), к которым, кстати, можно было приплюсовать и своих претендентов. Что ж, весьма демократично. После подведения итогов на финишную прямую вышли фавориты: «Свои» Дмитрия Месхиева (10 номинаций), «Водитель для Веры» Павла Чухрая (6), «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского (5), «72 метра» Владимира Хотиненко и «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова (по 4). Среди лучших игровых фильмов загадочным образом появился «Папа» Владимира Машкова — он же номинируется как «лучший актер в кино» — наряду с Сергеем Гармашом («Свои») и Богданом Ступкой («Свои»). Гармаш, кстати, еще фигурирует в номинации «лучшая мужская роль второго плана» («72 метра»).

В разделах «Мини-сериалы» соревнуются «Нумер в гостинице города NN», «Француз» и «Честь имею». «Сериалы более восьми серий» — это саги «Бедная Настя», «Каменская-3» и «Участок».

«Лучшая женская роль на телевидении» — Ольга Будина («Баязет»), Ирина Розанова («Господа офицеры»), Валентина Талызина («Линии судьбы»).

Лучшая мужская роль на телевидении — Сергей Безруков («Участок»), Алексей Серебряков («Баязет»), Евгений Сидихин («Таксист»).

Среди анимационных фильмов конкурируют: «Про мышонка» Марии Муат, «Чуча-3» Гарри Бардина и «Щелкунчик» Татьяны Ильиной, Натальи Малыгиной и Алексея Шелманова. Среди документальных- «Михаил Булгаков на Кавказе» (Георгий Натансон), «Страсти по Марине» (Андрей Осипов), «Я умер в детстве» (Георгий Параджанов).

Среди зарубежных — «Жизнь как чудо» (Эмир Кустурица), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон), «Трудности перевода» (София Коппола).

Журналистов, как всегда, интересовало жареное. Например, агенты влияния. Разлогов сказал, что никто никакого давления извне на академиков (а их около двухсот) не оказывал. К примеру, Сергей Лазарук, член экспертного совета и в то же время руководитель департамента ФАКК — особа приятная во всех отношениях. К тому же киновед. И уж так помогал! Почему нет в списках событий года фильма Киры Муратовой «Настройщик» и картины Ильи Хржановского «4»? Оказывается, по просьбе продюсеров их «перенесли» на следующий год, когда они более «раскрутятся». На вопрос обозревателя «ВМ», почему у «Орла» нет актуальной номинации «Лучший дебют», Разлогов сказал, что и не надо. Не барское это дело, а фестивальное — поощрять новичков. Так и призов не напасешься. А вот Владимир Наумов вдруг возразил, что дело-то стоящее, и вопрос этот горячо обсуждался академиками, и сам он лично за такую номинацию. Но, увы, пока единодушия нет — внутреннее голосование академиков похерило эту идею. Впрочем, не исключено, что такая номинация появится позднее.

Окончательно «Орлы» будут определены накануне самой церемонии — 28 января 2005 года — тайным голосованием академиков. А торжественная процедура награждения состоится 29 января, как обычно, в огромном Первом павильоне «Мосфильма» (что уникально — нигде в мире «на производстве» кинопремии не вручают), вмещающем всего около 900 мест (так что можно начинать интриговать по поводу «лишних билетиков»).

Первый канал будет транслировать церемонию ночью в «хоккейном варианте».