Режиссеры | ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМГалина Брандт, На смену, 25.08.1993 Когда я смотрела «Бумбараша», у «табаковцев», то вспомнила: театр это радость. Вспомнила, потому что давно? Да, впрочем, Бог с ним, с тем почему. Было радостно, вот и вспомнила. И вспомнила еще, как недавно мы с моим приятелем режиссером, солидно повествовали и замечательно обосновывали друг другу в полном единодушии, что сейчас для всех этих студийно-массово-площадных «штучек» в театре как бы и не время. Сейчас или буффонада, или экзистенция, потому что, выплеснувшись в конце 80-х, все опять пошло вглубь опять поиск своей точки в этой, пусть и сумасшедшей (что делать? времена-то, как известно, не выбирают) жизни.Но: первый 15 минут спектакля и все концепции к черту. Потому что сидишь и тебе хорошо: и не скучно, и не стыдно, и в то же время никаких головоломок, никаких ребусов смыслы легко рождаются из самой эстетики, из самого стиля спектакля. А спектакль «Страсти по Бумбарашу» очень стильный: этакий пост-модернистский лубок (по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара (режиссер Владимир Машков, художник Александр Боровский). Все злоключения старого знакомого Бумбараша и в войну, и в революцию, и на фронте, и дома, и с бандитами, и с друзьями, и с белыми, и с красными здесь как бы не взаправду, это игра. Веселая с замечательными танцами (хореограф Алла Сигалова), до боли знакомыми и любимыми песнями (композитор Владимир Дашкевич), шутками, в которую самозабвенно играет со своими друзьями по студии Евгений Миронов. Актер просто купается в этой игровой стихии, плавает в ней, ныряет, выныривает, на боку, на спине? Этот, в общем, на первый взгляд, совсем обыкновенный лохматый мальчишка своим обаянием буквально обволакивает зал. Конечно, Бумбараша Золотухина забыть невозможно, но в спектакле абсолютно не похожем на фильм он и не забывается. Тот образ как бы точка отсчета для молодого актера. Но и только: его Бумбараш как бы и узнаваем, и по-своему неповторим. Говорят часто, что «табаковцы» вообще, и Миронов в частности, представляют собой такой? «современный тип, точно отражающий?» и т.п. Не знаю, может быть, но в Бумбараше а это мое первое свидание он вообще не привязан ко времени, ни к какому, здесь вечное русское чистота и лукавство, искренность и ирония от Иванушки-дурачка, царевича, скомороха до? до современного москвича актера театра-студии п/р О. Табакова. Время, конечно, в спектакле есть, но оно выражено не в «типах» и не в текстах, оно в самом стиле, в том, как стилизовано время исторической смены эпох. Время. История. Человек и история. Тема эта составляет и сюжетную основу спектакля, где красные, белые, бандиты, т.е. все социальные силы в переломный исторический момент «бьются» за Бумбараша, предлагая ему кто деньги, кто власть, кто Идею. А тому что, ему бы только дом, пусть неказистый, зато свой, «неказенный», да Варьку (арт. Анастасия Заворотнюк) рядом. Вот они высшие ценности жизни: Дом да Варька. История, как известно, Дама капризная такого отношения к себе не прощает. Гибнут все: Варька, наивный и добрый Левка, воровато-изысканный Яша, сам Бумбараш. Но трагедии нет потому что игра. Игра в «белых» и «красных», только кто «наши» не понять. А впрочем, как раз все абсолютно понятно «наших» нет, как нет и «ненаших». Одинаково хороши и «беляки» в своей отточенной пластике «бомондных» манер, к «красные», особое революционное рвение которых пробуждает Василий Иванович изящным танцем с серпом и молотом на попке, и бандиты, исходящие сексуально-разбойной истомой от прелестей блестящей бандерши Соньки (арт. Ольга Блок-Миримская). Да, театр играет в Историю, играет весело и задорно, как играли в нее мальчишки нашего детства, но - постепенно проступает очень серьезное: История оборачивается Игрой. История, Политика, все надличностное игра, не более, игровой фон смешной, глуповатый, временами нелепый подлинной человеческой жизни. И относиться к нему надо так, как ведут свою игру создатели спектакля легко. Вот слово, чувство, состояние, которого нам так не хватает сегодня и которое нам дарят на всех «этажах» нашего мировосприятия образном, эмоциональном, интеллектуальном ребята из студии Табакова. Понимаю, далеко не все согласятся с такой трактовкой спектакля и, главное, с самим содержанием этого мировоззренческого посыла. Что ж, и слава Богу! Ведь и театр, представляя его. Ни в коей мере не настаивает. Это проходит как бы легким пунктиром, как одна из возможных точек виденья себя, Истории, себя в Истории, которую тем не менее надо обязательно иметь и хранить в наше такое серьезное, тяжелое, безрадостное время. |