ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Крепкий чай

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Это нормальный театр начинается с вешалки. «Табакерка», или «Подвал», или Театр Олега Табакова начался совсем по-другому. С расклейки объявлений по школам о наборе детской театральной студии при Дворце пионеров. С прослушивания более трех тысяч подростков. С первого курса Олега Табакова в ГИТИСе. Со встреч с духовными лидерами — Рихтер, Высоцкий, Окуджава, Шверубович, Журавлев, Розов. С первых культовых спектаклей — «С весной я вернусь к тебе», «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», на которые Демичев, не будь дурак, приглашал министров культуры соцстран. С решения Гришина, первого секретаря МГК, закрыть еще неродившийся театр. С попыток где-нибудь зацепиться — в Театре ли Армии (тогда Советской), в Подольске ли, в «Современнике». С полуподпольного существования незаконного театра. С нового курса Олега Табакова со странным — очно-заочно вечерним — статусом, где учился основной костяк его сегодняшней труппы. В августе 1986 года был подписан указ о создании в Москве трех театров — «Модерна» Светланы Враговой, «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева и Театра-студии Олега Табакова. Один из самых дальновидных шагов в культурной политике.

Рассказывает Сергей Беляев, который работает в «Табакерке» со дня ее основания. 

 — Мы так долго жили в предчувствии открытия театра, что, ей богу, не помню, как узнали о том, что театр разрешили. Помню, уже осенью, когда мы закончили ГИТИС, репетировали мы что-то ночью, когда и узнали, что театр разрешили. На радостях я пошел на Чистопрудный бульвар — там тогда росли шампиньоны. Набрал с килограмм шампиньонов, мы их пожарили и закусили.

А вот банкета после первого спектакля, кажется, и вовсе не было. Мы ведь уже года два, еще будучи студентами, играли наши первые спектакли — «Прищучил», «Жаворонок», «Крыша», «Полоумный Журден». Позже мы были первым советским театральным коллективом эпохи перестройки, который пригласили с этими спектаклями на гастроли за границу — в Венгрию. 

Открывались спектаклем «Кресло» по Юрию Полякову. Пьеса про комсомол, но это вовсе не значит, что мы выбрали что-то такое, что понравится «наверху». Разоблачительный был спектакль. Помню, как студенты ходят наблюдать за животными для этюдов, так и мы ходили в Бауманский райком комсомола изучать наших типажей — функционеров. И очень не бытовой, с декорацией — длинным столом для заседаний, который эдак извивался по сцене. «ЧП районного масштаба» — фильм с Игорем Бочкиным по той же повести, который вышел позже, — был гораздо более реалистичным.
Все дни рождения и некоторые Новые года отмечались здесь. Застолья были, но никогда не было беспробудного театрального пьянства. Табаков нас учил, что на столе должна быть обязательно «Алазанская долина», бородинский хлеб и свежая зелень — остальное, как получится. На вечеринках бесплатно играли Макаревич, Розенбаум, «ЧайФ», «Бригада С» (почему-то обязательно надо было прийти в черных брюках и белых рубашках, а пол застелили газетами и афишами, чтобы все расселились прямо на полу). Потом пошли юбилеи: 25 лет, 30. Помню, на 30-летии Владимира Машкова мы «расстреливали» его прямо на глазах у публики, пришедшей на спектакль «Бумбараш», а он потом поднялся, и на рубашке его из «пулевых отверстий» горела цифра 30.

Знаменитого бомжатника я «в подвале» уже не застал, хотя вместе с Александром Моховым, Алексеем Серебряковым и Николаем Наркевичем попал в число разнорабочих для помощи строителям. Все перестраивалось, из здания наконец вынесли на внешнюю сторону знаменитую трубу — сильно нагретая, зимой она служила кому-то теплой постелью. Но у нас еще долго сохранялась обязанность ночевать в «подвале» и следить за насосом, который откачивает воду, иначе театр могло попросту залить.
Мы на многое были готовы ради нашего театра — играть бесплатно, играть в Подольске (один из вариантов существования студии. — О. Ф. ). Но почему-то, глядя на этого уверенного человека в роскошной кепке, небрежно повязанном шарфе и умопомрачительных ботинках, вызывающих зависть (я имею в виду Олега Павловича), мы не сомневались, что он нас не бросит и ради театра пробьет любую стену. Как, впрочем, и до сих пор кажется.

Нам удалось прожить эти двадцать лет без обычных театральных интриг, зависти, дрязг. Удалось остаться командой. Табаков нам все время повторял, чтобы не было каботинства, каботинство долой. Мы соглашались, хотя не все понимали, что это такое. В нашем преимущественно мужском театре до сих пор только две мужские гримерки.

Хотя среди нас уже есть и народные, которые могли бы и отдельную гримерку попросить. Но нет. У каждого свой шкаф, как в спортивной раздевалке. И у многих эти шкафчики всегда открыты. Можно что-то позаимствовать. У Виталика Егорова, например, столько чая, кофе и прочих припасов, что на них можно долго продержаться.

У нас никогда не было дедовщины. Мы как-то естественно прирастали к старшим (Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, Александр Марин, Сергей Газаров, Игорь Нефедов, Надежда Лебедева и Мария Шиманская — самые первые «табаковцы»). Помню, однажды я, «салага», оказался за столом рядом с Мишей Хомяковым — он тогда был стройным красавцем. Миша как-то неодобрительно на меня поглядывал, я холодел, но в результате у нас за плечами двадцать лет неразрывной дружбы. Потом к этому кругу «приросли» уже следующие — Машков, Миронов, Виталик Егоров, Сережка Угрюмов, Ярослав Бойко, Марианна Шульц. Мы стали таким чаем с добавками — что-то размывается, что-то добавляется хорошее. Но все равно в основе — крепкий черный чай.
Пресса
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Никто никого не любит, никто никого не жалеет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.07.2014
Олег Табаков: «Самой жаркой любви наступает конец», Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.06.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Войти два раза в номер 13, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.01.2014
Яснослышащий, Андрей Ванденко, Итоги, 27.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
Успех в особо крупных размерах, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Владимир Машков принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.11.2013
Сезон в пространстве истории, Ольга Егошина, Новые известия, 5.09.2013
Табаков не приходит один, Марина Токарева, Новая газета, 4.09.2013
Олег Табаков сыграл хозяина театра, Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, 28.06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
ЗИМА? ОРЛЫ ПРИЛЕТЕЛИ?, Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 24.12.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Я не играл Березовского, Ольга Феденкова, Ваш досуг, 17.09.2002
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, 4.08.1994
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993