Режиссеры

Женить бы

Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
На третьей странице программки драматург Александр Галин говорит о 70-х буквально следующее: «Тогда люди, заплатив небольшую сумму, приходили на спектакль, чтобы посмотреть нечто абсолютно правдивое». И вот вам правдивая пьеса «Ретро», как раз из 1979 г. — чего ж добру пропадать.

Это прямо-таки клад для любого академического театра. Четыре из шести ролей — возрастные, сюжет состоит в том, что молодая пара пытается женить старика-отца. Для этого в дом приглашают трех невест преклонных лет; дамы приходят не по очереди, как было задумано, а все сразу. Старик жениться не хочет, а хочет ехать в деревню и разговаривает с голубями; божий человек. Начинается, понятно, комедия со слезой: старость не радость, у молодежи — никаких идеалов etc.

Галин, надо отдать ему должное, ловкий драматург. Его герой — разом и гоголевский Подколесин, и Агафья Тихоновна, и фонвизинский Стародум. Сюжет спроворен крепкими швами, как на фабрике «Большевичка», роли — сплошь бенефисные. Есть про вечное — тема «отцы и дети», одиночество стариков и т. д., есть про актуальное: в конце 70-х на сцене честные люди могли жить только на зарплату или пенсию, зато нечестные скупали у старушек антиквариат и потом бессовестно продавали втридорога, а заодно обставляли квартиры с неподобающей интеллигентному человеку роскошью; таков галинский персонаж Леонид, бывший дипломированный историк, ныне спекулянт.

Я не знаю, как писать о людях, которые думают, что за 20 лет ничего не изменилось: высмеивать их жестоко, жалеть — высокомерно. Могу сказать, что Андрей Мягков поставил по-своему добротный спектакль. Даром что сцена — малая, сейчас видно, что МХАТ: всякий шкаф, стол, комод — многоуважаемый, и это оправдано сюжетом. Видно также, что режиссер заботился об артистах: все выходят по очереди, монолог так монолог.

Актеры, играющие галинских пенсионеров (Владимир Краснов, Анастасия Вознесенская, Раиса Максимова и Наталья Тенякова), работают не то чтоб хорошо, но на совесть, особенно по контрасту с Дарьей Юрской, которая изображает стервозность своей героини вихлянием бедер и не может произнести ни одной фразы без истерических нот.

Видна и кое-какая забота о зрителях: и без того донельзя доходчивая пьеса иллюстрируется образцово наглядно: в финале все старики зажигают свечи и поднимаются по лестнице туда, где бьется за оконным стеклом белый голубь, символизирующий, естественно, духовность.

Действие, однако же, перенесено в наши дни: молодые пользуются мобильной связью и читают Cosmopolitan. То есть, по спектаклю, вся эта история страшно актуальна сегодня. То есть такое ощущение, что Александр Галин и Андрей Мягков не то что на улицу не выходят, но даже не смотрят в зрительный зал, где вообще-то больше половины публики — люди совсем не бедные, по Галину, стало быть, исключительно бездуховные.

Не хочу сказать, что Галин и Мягков считают эту публику дурой; мне кажется, они о таких вещах просто не думали. Равно как и о том, что главным развлечением критиков на их спектакле будет подсчет того, сколько же лет невестам, если они еще помнят гимназии (навскидку — около 100).

Удивительные, кстати, бывают рифмы. Перед просмотром пьесы зрителей зачем-то заставили прослушать прошлогодний хит «Убили негра». У этой песни, если помните, вполне оптимистичный финал: негра воскресили; «ну и что, что зомби, зато он встал и пошел. Зомби тоже могут играть в баскетбол». В этом смысле, может, и галинские персонажи на что-то еще годятся.