ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Раскольников наказал сам себя

Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
Этот спектакль сыграли еще летом, но негласно. Официальную премьеру назначили на сентябрь, а вся летняя серия предназначалась не столько для широкой публики, сколько по старой театральной традиции для пап, мам и друзей. Одновременно с демонстрацией свеженького спектакля близким людям МХАТ имени Чехова проводил сопутствующую операцию — апробировал новую сценическую площадку. Новая сцена МХАТа (теперь у театра вместе с основной сцен стало три) именуется маленькой, и действительно она крохотна, как жилище Дюймовочки. Олег Табаков планирует использовать эту сценическую клетушку для камерных и экспериментальных постановок. Один эксперимент на ней уже проводили — М. Карбаускис ставил «Старосветских помещиков». «Преступление и наказание» — уже второй спектакль в новом мхатовском мини-пространстве.

Для инсценировок романов Достоевского маленькая сцена даже не требует дополнительного декорирования. Для «Преступления и наказания» в постановке выпускницы «Мастерской Петра Фоменко» Елены Невежиной художник Владимир Максимов только лишь обозначил в глубине сцены пролеты петербургских набережных, стену между ними сделал школьной доской с начерченными лихорадочным почерком формулами, в центр поставил пару табуреток. Персонажей на это крохотное пространство тоже выходит немного — сам Родион Раскольников, его сестра и маменька, друг Разумихин, Соня Мармеладова, следователь Порфирий Петрович и два балагура-маляра, которые в день убийства старухи-процентщицы красили квартиру в нижнем этаже. Отсутствие остальных героев объясняется просто: Невежина ставила не роман, а, как свидетельствует программка, свое сочинение на тему «Преступления и наказания» Федора Достоевского.

Тему Елена Невежина выбрала самую широкую — образ Раскольникова. Внешне ее Родион Романыч (Евгений Цыганов) вполне традиционен: одет в бесформенный балахон, волосы спутаны, взгляд дик, невнятная улыбка блуждает по лицу, тело дрожит от очевидной горячки. Такие дрожащие от содеянного Раскольниковы по театральным подмосткам бродили в больших количествах. Однако внешний облик этого персонажа меньше всего интересовал режиссера. Елена Невежина сконцентрировала свое внимание исключительно на идее, которую декларирует самый знаменитый юноша русской литературы.

Как следует из романа, Раскольников разработал собственную оригинальную теорию о разделении людей на две категории — тех, кто «тварь дрожащая», и других, «которые право имеют». Трактовка Невежиной сводится к тому, что Раскольников, едва убив старушку (а спектакль начинается с того момента, когда старушка уже мертва, деньги припрятаны, горячка прогрессирует), начинает осознавать, что по своей собственной теории он получается никаким не Наполеоном, а самой настоящей дрожащей тварью. Его преступление, констатирует Невежина, в том, что он эту теорию сочинил, а наказание — что, испытав на себе, добился результата, прямо противоположному тому, которого ожидал. Вот почему его и колотит, и мутит, и в жар бросает. Отнюдь не раскаяние испытывает этот Раскольников, а осознание себя и своей сущности. Евгений Цыганов, приглашенный на роль Раскольникова из театра «Мастерская Петра Фоменко», играет это неожиданное для традиционного толкования образа Раскольникова состояние очень убедительно. К сожалению, игра его партнеров — артистов МХАТа — не столь эффектна. Однако для жанра «сочинение» одного яркого персонажа вполне достаточно.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.