ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Лестница в никуда

Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
На Малой сцене Художественного театра впервые в России поставлена пьеса «Художник спускается по лестнице» Тома Стоппарда. Режиссер Лена Невежина сделала из интеллектуальной радиодрамы живого классика душераздирающую любовную историю. 

Один из персонажей пьесы «Художник спускается по лестнице» уверяет другого, что старого приятеля можно и нужно убить за то, что он насвистывает симфонию Бетховена в ритме вальса. Интересно, что бы он порекомендовал сделать с режиссером, который ставит Тома Стоппарда в духе душещипательной мелодрамы? Сюжет редко бывает сильной стороной интеллектуальных драм Стоппарда. Его пьесы часто напоминают геометрическое построение, логическую задачу, где каждый ход решает какую-то загадку, его персонажи всегда маются какой-то тайной, которая остается неоткрытой для них, но постепенно раскрывается для зрителя. В пьесе о трех друзьях-художниках разгадывают тайны двух смертей. Одна произошла только что: переваливший семидесятилетний рубеж Доннер (Евгений Киндинов) свалился с лестницы и сломал шею. На включенном магнитофоне осталась запись чьих-то шагов и его голос: «Ты думаешь, я тебя не вижу?» В маленькой студии-мансарде не бывает посторонних. Значит, эти слова могут относиться либо к его коллеге и соседу Битчему (Станислав Любшин), либо к Мартелло (Борис Плотников). Каждый уверен, что преступление совершил другой. За полувековую совместную жизнь поводов накопилось сколько угодно. Вторая тайна — смерть Софи, девушки, в которую они все были влюблены, и теперь чувствуют себя виноватыми.

Стоппард написал эту пьесу для радио. И акцент в ней поставлен не столько на действия героев, сколько на их разговоры. Драматург играет временами, перенося действие из 70-х годов в 20-е, потом в 10-е. Его герои спорят о путях искусства, о месте художника в обществе, о жанрах и стилях.

Найти сценический эквивалент его графичной, полной намеков, ассоциаций, литературных игр прозе — дело увлекательное, но малоблагодарное. Лена Невежина, уже раз ставившая «Художника?» в Риге, в московской версии идет по пути наименьшего сопротивления. Талантливая молодая художница Анастасия Глебова создает на малой сцене МХТ забавную сценическую среду: что-то среднее между диккенсовскими чердаками и современными концептуальными выставками-инсталляциями. Рядом мирно сосуществуют деревянный старенький столик и сделанный из железных прутьев каркас единорога. Манекен девушки с зубами из жемчуга, грудями из яблок и волосами из пшеницы соседствует с граммофонной трубой. Винтовая лестница упирается прямо в небо в форме СД-диска.

В одном из интервью Стоппард сказал, что он не требует от актеров понимания, но требует «более простой вещи: чтобы текст внятно звучал со сцены». Это скромное авторское желание мхатовские актеры не выполняют решительно. Текст и мнут, и комкают, и забывают, и забивают отсебятиной, красят интонациями до полной неразличимости.

Борис Плотников, Евгений Киндинов, Станислав Любшин, играющие героев в старости, ищут возрастных «красок и красочек». Они кряхтят, хватаются за спины от ревматических болей, говорят расслабленными интонациями, обращаются только и исключительно к зрительному залу, не замечая партнера. Молодые актеры Денис Бобышев (Доннер), Сергей Медведев (Мартелло), Максим Матвеев (Битчем) играют троицу клоунов, азартно валяют дурака, переходя от одного капустного номера к другому. Екатерина Саломатина играет слепую девушку Софи двойником рабыни Изауры. Такую пошлую смесь паточной сентиментальности с истерикой трудно даже вообразить. Все интеллектуальные игры драматурга оказываются прочно погребенными в сюжетных перипетиях, достойных мексиканского сериала. В результате получается почти по пословице: «Ни Богу свечка, ни черту кочерга». Ни тебе интеллектуальная радость, ни чистая развлекалочка на радость публике.

Как сказала в антракте просто приятная дама даме приятной во всех отношениях: «Я смотрела фильм какого-то Стоппарда про Розенкранца и Гильденстерна. Что-то ужасное и непонятное. Наверное, здесь идет пьеса какого-то другого Стоппарда». В общем, она действительно права.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.