ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Наказание без преступления

Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Темный петербургский колодец. На стенах — мелом написанные дроби: идеи здесь будут делить на жизнь, умножать на муки совести и складывать с приступами отчаяния. Премьеру «Преступления и наказания» на Новой (третьей, не так давно открывшейся) сцене МХАТа им. Чехова подготовили главный художник «Мастерской Петра Фоменко» Владимир Максимов, ученица Фоменко режиссер Елена Невежина, «фоменковский» артист Евгений Цыганов — Раскольников. «Фоменковский» десант пополнил афишу Художественного театра спектаклем, сделанным в беспроигрышном фоменковском стиле и по его канонам.

Курс Фоменко в ГИТИСе Елена Невежина окончила в 1998 году. Несколько лет студенческой и дипломированной режиссерской деятельности оказались для нее очень плодотворными. Поставлены три спектакля в «Сатириконе», два — в Рижском театре русской драмы, по одному — в Омском театре, Театре Маяковского и «Табакерке». (Такая активность по молодости объяснима, это потом уже спектакль рожают как ребенка). От робкой режиссуры в работах со звездами в молодежном «Преступлении» она перешла к уверенным действиям. И камерность сцены не помешала ей развернуться, поставить детально отточенное, любовно выверенное «сочинение по роману» как откровение от первого режиссерского лица. Само преступление при том, как автор композиции, она вынесла за скобки. Лужи крови и топоры ее мало интересовали. Собственно, и к раскаянию-то она не подвела, — «какое ж это преступление», все бормочет Раскольников в ее спектакле. И тем страшнее получается его фигура: не неврастеника, не сумасшедшего, а уверенного в своей правоте убийцы, засомневавшегося лишь в собственной принадлежности к касте избранных. «Тварь ли я дрожащая или право имею» для него — не заблуждение, а философия, с которой, как с флагом, пойдет он на каторгу и к которой, очень может быть, вернется снова.

Мать Раскольникова — Наталья Кочетова — страдает в тысячу раз сильнее него. Она искренне верит, что ее сын станет первым человеком в ученом мире, и объяснение Раскольникова с матерью — лучшая сцена спектакля. Тогда как самая затянутая — обсуждение статьи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Истязающий поединок не завязывается, действо буксует, Раскольников раскалывается с пол-оборота, и непонятно зачем — нервы его шалят, но не настолько, чтобы не выдержать такого следователя. Ведь из Порфирия Петровича рисуется персонаж иронический. Его то рядят в восточный халат, то в ночной чепец, то за чай с самоваром усаживают, то вязать на спицах принуждают — нить убийства наглядно распутывать… Второстепенная работа Андрея Ильина: не его Порфирий Петрович толкает Раскольникова в острог. Да, следователь припер к стенке, да, Сонечка (Елена Панова) твердит: покайся да покайся, но наказание Раскольникова ждет лишь потому, что, какие ни строй теории, оно вопреки всякой логике следует закономерно.

…Еще одну закономерность вывело «Преступление». Чем меньше сцена, тем лучше спектакль. И чем крохотнее зал, тем качественнее продукт. Когда каждый показ похож на междусобойчик, на наработанных приемах не выедешь и за красивые декорации не спрячешься. Доказано также без следствия. 
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.