ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Исподняя воля

Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
О «Трусах» Павла Пряжко заговорили минувшей осенью после драматургического фестиваля «Любимовка». Читкой пьесы, которую одни сочли стебом, а другие — настоящей авангардной драмой, тогда руководила режиссер Елена Невежина. Теперь она превратила «Трусы» в спектакль, ставший совместной продукцией Центра драматургии и Театра.doc. О чем беседуют люди и сохнущие на веревке трусы, узнала АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА.
Первое, что вспоминаешь, сидя в тесном, до отказа набитом зале Театра.doc,- неприличные анекдоты про алкаша, сосланного на перевоспитание в детский сад. Спектакль «Трусы» сделан в точно такой же празднично-инфантильной стилистике. Количество нецензурных выражений зашкаливает — проще сосчитать те фразы, где их нет, от сюжета веет средневековой жутью, но матерятся актеры так же целомудренно, как детсадовцы, сюжет разыгрывают капустнически весело, а висящие над сценой цветные дамские трусики напоминают праздничную гирлянду.
Собственно, эти трусики и поставленные под ними в два ряда стулья — единственные декорации. Елена Невежина сохранила в спектакле тот же минимализм, который остался впечатлением от первой читки. И то сказать, страшно представить, как выглядела бы в реалистичных декорациях история провинциальной юродивой, противопоставившей грубой действительности материю нежную и возвышенную: красивые трусы.
Трусы здесь, конечно же, символ инакомыслия. Из-за них соседи сживают Нинку со свету, называют ее развратницей, воруют купленные на последние деньги трусы, а потом и вовсе устраивают самосуд. В особо патетических местах герои изъясняются стихами, ритм которых напоминает Сергея Михалкова и Агнию Барто. Нина в стихах молится Богу, чтобы ей вернули пропажу, два алкаша, на которых она заявляет в милицию, отвечают: «Мы твои трусы не брали, / Если б знали, где они, / Даже б в Африку слетали…» А хор женщин, возводя иноверку на костер, скандирует: «Все трусы хотела красные носить / Да заезжих мужиков к себе водить». Все эти скоморошеские запевы Елена Невежина превращает в настоящий карнавал, заставляя милиционера (Андрей Курносов), петь слащавые советские песни про березки, одновременно проверяя паспорта у зрителей, наряжая Нининых соседок в рыночные платья с бахромой и люрексом и подавая каждый их выход как концертный номер. Особенно забавно в пестрой женской толпе смотрится телеведущая, актриса и филолог Фекла Толстая. Макияж на ее лице не может скрыть печати интеллекта, а мат в ее филологических устах заслуживает отдельного описания. Впрочем, все это, похоже, работает на замысел, поскольку отстранение актеров от своих персонажей в «Трусах» — главный режиссерский прием.
Отрешенно, почти не окрашивая текст, играет свою Нину Арина Маракулина. Простоволосая, рыжая, сохранившая ту же подростковую угловатость, что и в спектакле «Кислород», она то откровенно «стебается» над ситуацией, то действительно кажется юродивой, способной взойти на костер.
Тут режиссеру надо бы поставить точку и сделать некий вывод. Но вывод из «Трусов» никак не выводится. Относиться ли к этой истории всерьез или она все же проходит по ведомству капустников (количество эстрадных номеров в спектакле резко перевешивает все остальное), не ясно пока ни зрителям, ни режиссеру, ни даже драматургу Павлу Пряжко. Поэтому финалов у спектакля два. Сначала идущая на смерть Нинка получает помилование — увидев ее в одних трусах и убедившись, что она такая же, как они, соседки неожиданно смягчаются и, удовлетворившись, отправляются смотреть по телевизору очередной сериал. А потом, уже раскланявшись, как бы на бис, актеры играют второй финал, в котором Нинку привязывают к воображаемому столбу, раздувают воображаемое пламя веерами и счастливо прикуривают от угольков.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.