Режиссеры

Любимый цвет, любимый размер

Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Московский Театр.doc может праздновать полновесную художественную победу.
(Автор допустил неточность. Спектакль «Трусы» поставлен Еленой Невежиной в Центре драматургии и режиссуры на сценической площадке Театр.Doc. Примечание театра.)
Победа называется «Трусы» (ударение, конечно, на последнем слоге), пьесу сочинил минский драматург Павел Пряжко, а поставила Елена Невежина. Русской новой драме надо бы беречь «Трусы», как пионерский галстук.
Поводов для тоста сразу два: «Трусы», во-первых, классная пьеса, а во-вторых — хороший спектакль. Сходятся эти качества не то чтобы часто. Активисты новой драмы и документального театра вольны полагаться на собственные постановочные силы и свято верить, что текст все скажет сам за себя, но, когда за написанные ими буквы берется профессиональный режиссер, результат бывает заметно бодрее.
А «Трусы» требуют от постановщика как минимум легкости и остроумия. Павел Пряжко сочинил историю, похожую на укол зонтиком: резкий, игровой, очень театральный текст.
Его героиню сериалами не корми, дай только купить новые трусы. Соседи — быдло мужского и женского пола — не крутят пальцем у виска, а злобно щерятся и трусы воруют. Героиня жалуется в милицию и Богу. Трусы ведут разговоры между собой и поют хором куплеты. Соседи тащат героиню на костер, но тут, как выражается ее друг по интернет-переписке, обнаруживается «точка бифуркации»: у «Трусов» два финала.
Пьесу Пряжко вообще все время тянет в разные стороны: социальная сатира и пародийное житие, шелудивый уличный язык и совершенно опереточная условность. Трусы — идеальный знак. Не говоря уж о потребительских фетишах и символике чистоты и грязи, отметим просто остроумие метафоры: сама форма этого интимного предмета — конечно же, точка бифуркации в чистом трикотажном виде, приукрашенная разве что кружевами.
Режиссер Елена Невежина не стала городить в тесном подвале Театра..doc никаких особенных фокусов. Развесила на веревке трусы, посадила в уголок диджея с лэптопом, а действие подала как набор элементарных этюдов-реприз. Зато сохранила быстрый темп текста Пряжко и форму сценической читки: актеры произносят не только реплики, но и ремарки. Что, кстати, устраняет и чисто технические затруднения. «Входит Нина в одних трусах», — сообщает, например, выходя на сцену, играющая главную героиню Арина Маракулина (разумеется, одетая). Славное у Нины лицо: так посмотришь — чуть не Мария Фальконетти из классических «Страстей Жанны д'Арк» Карла Теодора Дрейера (луч света и страдальчески-молитвенная поза прилагаются), эдак взглянешь — не юродивая, а просто дура дурой. Понятно, что в этой точке пьесу раздирает совсем уж не на шутку. Но у «Трусов» на диво прочная ткань — тонко, а не рвется.