ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Любимый цвет, любимый размер

Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Московский Театр.doc может праздновать полновесную художественную победу.
(Автор допустил неточность. Спектакль «Трусы» поставлен Еленой Невежиной в Центре драматургии и режиссуры на сценической площадке Театр.Doc. Примечание театра.)
Победа называется «Трусы» (ударение, конечно, на последнем слоге), пьесу сочинил минский драматург Павел Пряжко, а поставила Елена Невежина. Русской новой драме надо бы беречь «Трусы», как пионерский галстук.
Поводов для тоста сразу два: «Трусы», во-первых, классная пьеса, а во-вторых — хороший спектакль. Сходятся эти качества не то чтобы часто. Активисты новой драмы и документального театра вольны полагаться на собственные постановочные силы и свято верить, что текст все скажет сам за себя, но, когда за написанные ими буквы берется профессиональный режиссер, результат бывает заметно бодрее.
А «Трусы» требуют от постановщика как минимум легкости и остроумия. Павел Пряжко сочинил историю, похожую на укол зонтиком: резкий, игровой, очень театральный текст.
Его героиню сериалами не корми, дай только купить новые трусы. Соседи — быдло мужского и женского пола — не крутят пальцем у виска, а злобно щерятся и трусы воруют. Героиня жалуется в милицию и Богу. Трусы ведут разговоры между собой и поют хором куплеты. Соседи тащат героиню на костер, но тут, как выражается ее друг по интернет-переписке, обнаруживается «точка бифуркации»: у «Трусов» два финала.
Пьесу Пряжко вообще все время тянет в разные стороны: социальная сатира и пародийное житие, шелудивый уличный язык и совершенно опереточная условность. Трусы — идеальный знак. Не говоря уж о потребительских фетишах и символике чистоты и грязи, отметим просто остроумие метафоры: сама форма этого интимного предмета — конечно же, точка бифуркации в чистом трикотажном виде, приукрашенная разве что кружевами.
Режиссер Елена Невежина не стала городить в тесном подвале Театра..doc никаких особенных фокусов. Развесила на веревке трусы, посадила в уголок диджея с лэптопом, а действие подала как набор элементарных этюдов-реприз. Зато сохранила быстрый темп текста Пряжко и форму сценической читки: актеры произносят не только реплики, но и ремарки. Что, кстати, устраняет и чисто технические затруднения. «Входит Нина в одних трусах», — сообщает, например, выходя на сцену, играющая главную героиню Арина Маракулина (разумеется, одетая). Славное у Нины лицо: так посмотришь — чуть не Мария Фальконетти из классических «Страстей Жанны д'Арк» Карла Теодора Дрейера (луч света и страдальчески-молитвенная поза прилагаются), эдак взглянешь — не юродивая, а просто дура дурой. Понятно, что в этой точке пьесу раздирает совсем уж не на шутку. Но у «Трусов» на диво прочная ткань — тонко, а не рвется.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.