ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

«Трусы» Павла Пряжко

Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Это безусловная удача, в которой заметны приметы двух театров, которые решили на «Трусах» слиться: стили, подходы к современной пьесы от ЦДР и Дока. Очевидна инновационность Елены Невежиной: думаю, что впервые театральный примитивизм, часто ведущий, единственный стиль для новодрамовской эстетики, был бы столь иронично осмыслен, признан таковым, нескрываем. Театральный примитив как прием осмыслен с режиссерской внятностью, детализацией. У Невежиной даже актеры, в особенности Арина Маракулина, работают в одномерной плоскости — как персонажи примитивистских картин с обратной перспективой. Спектакль как плоская картонка, крафт — без лживого пафоса, без игротеки, as is. Маракулина простоволоса, в тусклом ситце, без грима, простушка-простушкой, сутулясь, семеня не по-актерски ножками, аляповато выскакивает на сцену, являя собой зажатого, натурального, взнервленного человека. Святая — хочется сказать сразу. Святая в экстазе. Святая на иконе деревенского душевнобольного примитивиста — вот как играет Маракулина, и в этом есть какая-то особая честность театральной техники. Актерство на убывание, на вычитание, «минус-актерство». Быть убедительной в вящей простоте. Мученица любви и мученица привязанностей. Спектакль будет строиться от начала до конца как жесткий конфликт героини и безликого хора «общественного мнения», конфликт духовного (или материального — все равно) горения и духовной (или материальной) безликости. Тут все хорошо рассыпано — и мера серьеза, и мера иронии, и мера подвига, и мера бестолковости. Лубок. Театральный лубок. Жанр осмыслен с необыкновенной точностью. Вот вроде бы мюзикл, «антигламурный мюзикл» (формула Алены Карась) — а вот так, как если бы себе можно было представить голливудский жанр, где содран и сорван вот этот самый гламур. Антитеатральный мюзикл.
Ведь Паша Пряжко пишет о нравствнном пределе эпохи потребления. Трусы — не просто метафора воплощенных потаенных желаний, некая квинэссенция супермаркета, но для Пряжко и символ духовного горения, как это ни смешно. Наша эпоха смешала духовное и материальное в сложносочиненный салат, в виртуальном мире и дух, и материя лишены веса, обезличены — и Пряжко в мании Нины, в мании приобретения и коллекционирования трусов видит и почти религиозную страсть, и тяготение к красоте, и право на обособленный мир, и фактор мученичества, и духовный подвиг, за который распинает и сжигает на костре Нинку, как новую Жанну Д'арк, злобствующее большинство. И вся вместе эта свистопляска накачена иронией и самоиронией.
Самая слабая часть спектакля Невежиной — и это серьезный недостаток: смазанный авторский голос, финальная часть «Трусов», где повествование обрывается и автор говорит от самого себя. Так сказаны важнейшие для понимания пьесы вещи. Они оказываются смазанными — актеру вообще тут не придумали, как ему действовать. Образа не появляется, как появляется он, к примеру, в сцене в палатке у Алексея Юдникова и Кости Богданова — которые, конечно, хороши, прекрасны, ансамблевы, спелись как голубчики.
Речитативы Пряжко Арина Маракулина читает в ритме и стиле «Кислорода» — что вообще можно признать как актерскую новацию, которая начинает жить вне «Кислорода». Рэп-куплет или даже рэп-молитва — изобретенный Иваном Вырыпаевым и Виктором Рыжаковым способ актерски и без актерства «вскрывать» новодрамовский текст.
Песни Хвостенко лишние, ложные, кроме одной — где говорится про «голос вещей», «разум вещей». Здесь идеи сходятся. Идеи мании, агонии вещизма и вещей, которые стали духовной субстанцией в обесцененном мире. Новое человечество занято поиском альтернативного ценностного ряда, и этот поиск порою может приобретать нарочито монструозный характер, как в пьесе «Трусы».

А вообще спасибо Паше Пряжко, что дал современной пьесе серьезный скачок в развитии и скачок в сторону, а не шагание по одной и той же дороге.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.