Режиссеры

Страсти по трусам

Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Простота рецепта — ныне безусловный залог успеха. Нашел фишку — вышел в дамки. Тут драматургу Павлу Пряжко в наблюдательности не откажешь. Заглавным героем (или героями?) своей пьесы он сделал трусы. Претензии в неказистости сюжета не принимаются. Одинокая Нина единственную радость в жизни нашла в приобретении трусов. Свой фетиш она беспрестанно стирает и развешивает сушить на всеобщее обозрение на балконе — несет прекрасное в мир. А с балкона их все время воруют. Попытка выяснить, кто ворует, приводит Нину на костер; ее сжигают раздраженные знакомые. Прекрасные Нинины трусы оказываются нетленными и попадают в городской музей. Это не абсурд, это — бред с расчетом. Наверняка же найдутся искатели новой драматургии или защитники свободы самовыражения, которые взобьют вокруг этого бреда пену небольшого скандальчика, устроят дискуссии, отклики в прессе — и пожалуйста, событие готово.

«Трусы» уже нарасхват. Иван Вырыпаев посодействовал премьере новинки в Петербурге, а в Москве новую постановку режиссера Елены Невежиной поделили между собой Театр. doc. и Центр режиссуры и драматургии Казанцева/Рощина. Невежина отнеслась к тесту как к анекдоту, в котором искать причинно-следственные связи не обязательно. Взамен — почаще упоминать причинные места, и лучше матом — продвинутым языком современной драматургии. Она поставила не пьесу, а диалоги и хоры. Матерные диалоги двух пьянчуг о трусах-стрингах (носить ведь неудобно: врезаются, натирают) выходят у актеров Алексея Юдникова и Константина Богданова вполне натурально. Соло мента «Травы, травы, травы не успели…» во время сбора документов и взяток со зрителей в исполнении Андрея Курносова даже обаятельно. Арина Маракулина с привычной мастерской иронией подает идиотские реплики фетишистки Нины. А вот хоры о тяжелой судьбине трусов вообще в крикливом исполнении целой толпы теток, разодетых в пошлые вечерние наряды, вышли натужными. Уж больно каждая из них старается показать, как ей легко и просто удается со сцены произнести очередную скабрезность. Ну что еще сказать об этом ярком театральном событии. Не описывать же собственно трусы, развешанные на веревке, протянутой через всю сцену?..

Но зрители, набившие подвальчик Театра. doc., нашли чему посмеяться. Выходит, расчет был точен.