ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Нина в трусах

Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
Театр.doc выпустил первую премьеру совместно с Центром драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. Специалистов по новой драме объединила пьеса минского драматурга Павла Пряжко, которую поставила Елена Невежина.

Следуя примеру братьев Пресняковых, пересказавших своими словами «Воскресение» Толстого и шекспировского «Гамлета», Пряжко решил поступить точно так же с мистерией о Жанне д"Арк. Спасать Францию ее героине по имени Нина (Арина Маракулина), понятное дело, уже не придется. Зато бороться с косным и пошлым окружающим миром можно всегда. А голоса, говорившие с Жанной, драматург заменил. .. трусами. Они единственные друзья Нины, которую соседи считают то ли юродивой, то ли шлюхой. И одновременно — символ прекрасной жизни, о которой мечтает героиня, главный камень преткновения и стержень конфликта пьесы. Собрав немного денег, Нина покупает очередной кружевной шедевр, стирает и вывешивает сушиться. А соседи их крадут, и никакая милиция Нине помочь не может. Мужчины жалеют девушку, что еще больше подогревает ненависть их жен. И они решают сжечь бунтарку на костре.

Изъясняются герои в основном матом. Нецензурной лексики в пьесе столько, что впору использовать ее как хрестоматию для иностранцев, интересующихся всеми аспектами великого и могучего русского языка. Иногда с мата герои переходят на стихи. Нина рифмует строчки, обращаясь к Богу. А хор возмущенных соседок, потащив нарушительницу спокойствия на костер, скандирует: «Все трусы хотела красные носить, да заезжих мужиков к себе водить!»

Чтобы собрать все эти перлы в спектакль, Елена Невежина выбрала строгий стиль читки. В подвале Театра.doc на сцене нет ничего кроме стульев и веревки с висящими на ней трусами. Герои произносят реплики и авторские ремарки легко и отстраненно, не наполняя их психологическим подтекстом и ничего не «проживая». Кажется, будто они затеяли какую-то забавную игру. Мат звучит невинно и безответственно. Выходы соседок в платьях с люрексом смотрятся как концертные номера. В их толпу затесалась телеведущая Фекла Толстая, решившая попробовать себя в театре. Милиционер (Андрей Курносов), который должен расследовать дело о пропаже трусов, поет песню детектива Анискина про травы, по ходу дела проверяя у зрителей паспорта. В итоге абсолютно непонятно, зачем таким хорошим людям сживать со свету Нину, никому не причинившую вреда. Возможно, поэтому героиня Маракулиной страдает раздвоением личности: она то откровенно иронизирует, то всерьез начинает играть мученицу, сражающуюся с косным миром.

Режиссерский ход Невежиной позволяет услышать и оценить достоинства текста Пряжко, но одного приема для постановки спектакля явно маловато. Ближе к финалу действие начинает провисать, и кажется, что в этой истории многовато стеба. Вопрос, что поставила Невежина — мистерию о современной юродивой или студенческий капустник, где все получают удовольствие от игры, так и остается открытым. В финале режиссер вместо точки ставит многоточие, придумав два варианта окончания спектакля. В одном соседки, увидев Нину в трусах (эту ремарку произносит одетая Маракулина), поняли, что она обычная баба, и оставили ее в покое. В другом — разожгли костер, а потом, глядя, как горит нарушительница спокойствия, прикуривали от угольков.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.