Режиссеры

Ход коньком

Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
В рамках фестиваля «Черешневый лес» в Москве показали спектакль Евгения Писарева по сказке Петра Ершова, переписанной братьями Пресняковыми. Это единственная в нынешнем сезоне премьера на большой сцене МХТ. И, пожалуй, самая громкая — по силе звука и по количеству светских персонажей в партере. Зрелище, рекомендованное к просмотру «для взрослых и детей», оценила АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА.

До того, как стать помощником худрука МХТ, Евгений Писарев (интервью с ним см. в «Ъ» от 12 мая) прославился постановками кассовых комедий: в Театре имени Пушкина не первый год идут с аншлагом его «Одолжите тенора», а в МХТ — «Примадонны». Еще раньше Писарев был ассистентом англичанина Деклана Доннеллана во всех его русских проектах и объездил с ними Европу. Однако перенял от европейского театра не жесткость и суперактуальность, а вкус и изобретательность, с которой там ставят мюзиклы.

Многослойность и многоадресность чувствуется и в тексте Пресняковых, и в песнях Сергея Черкыжова на стихи Алексея Кортнева, и в режиссуре. Так, в прологе «Конька» юный зритель станет ухмыляться панковскому начесу и клевому прикиду чуваков Гаврилы и Данилы. А зритель поискушеннее углядит в бодром сельском зачине и параллель с недавним «Светлым ручьем» Большого, и пародию на всех «Кубанских казаков» разом.

Когда уплывает занавес с чайкой, публике открывается этакий «черноземный» вариант Боба Уилсона. На фоне идеально натянутого светлого задника пейзане в холщовых рубашках кажутся народными деревянными игрушками вроде медведей-кузнецов: с такой же ритмичностью на сцене пилят, рубят, молотят друг друга или хватают за подол девок. Похожий на деда Щукаря старик отец (Игорь Хрипунов) призывает сыновей подсчитывать колосья в поле — охранять поле отправится младший Иван (Аркадий Киселев). А старшим Гавриле (Антон Феоктистов) и Даниле (Роман Гречишкин) придется перемерять воду в колодце.

По ритму и отточенной картинке (сценограф Зиновий Марголин, использовавший все постановочные возможности отремонтированной мхатовской сцены, действительно превзошел самого себя) спектакль сработан на совесть. От приторной сладости, в которую часто впадают театры, берясь за сказки, его спасает лихое изящество, с каким Ирина Пегова изображает волшебную Кобылицу: выскакивает в балетной пачке, с золоченой гривой и большим белым валенком вместо шапки (валенок от художницы Марии Даниловой, лауреата «Золотой маски», оказывается похожим на лошадиную голову). Несмотря на рубенсовские формы, она двигается легко, как пушинка, вскрикивая мальчишеским альтом: «Иван, ты че - поймал меня?!» А Конек-Горбунок (Сергей Медведев) — угловатый паренек в комбинезоне и черных очках, усаживая Ивана на бревно с пропеллером, весело подмигивает залу: «Приглашает вас в полет первый в мире конь-пилот…» Наивный ритм стишков и ответный детский смех постепенно начинают задавать тон. Мхатовская молодежь с удовольствием подбавляет жару: к середине первого акта спектакль превращается в утренник. Капризный царь у Сергея Беляева напоминает персонаж Евгения Леонова из «Обыкновенного чуда», а злобный Спальник Эдуарда Чекмазова — Кощея Георгия Милляра из старых советских сказок.

Во втором акте спектакль снова меняет адрес. Приемы вроде не меняются: та же череда наивной условности (морские волны обозначают перевернутые зубьями вверх пилы) с постановочными чудесами — вроде острова, который вдруг начинает расти и вздыбливаться, превращаясь кита. Но трудно не расхохотаться, глядя, как митингует народ, обживший спину Рыбы-кита. Им кричат: спасайтесь, рыба сейчас нырнет под воду! А они в ответ: «Наши деды эту рыбу от набегов защищали!..» Подводное же царство оказывается огромной одесской коммуналкой, где блатняга Ерш (Игорь Хрипунов) распевает под гитару, хорохорясь перед томными селедками (Мария Зорина, Анастасия Скорик), а после делает предложение толстой Щуке (Мария Сокова).

Олег Табаков давно мечтал, чтобы в театре появилось зрелище для семейного просмотра. Оно вроде бы появилось, но пока напоминает большой универмаг: тут — политическая сатира и соленые шуточки для пап и мам; там — полеты в небеса для младшего школьного возраста, здесь — гламурные танцы Царь-девицы (та же Ирина Пегова в образе знойной турчанки) для девочек-подростков.

Приятно, однако, что сказка вышла незлобивая. Даже толстого царя, сдуру сигающего в столовский чан с надписью «Мол.» (то есть молоко), хочется пожалеть. Чтобы дети не расстраивались, царь в финале является снова и втолковывает подданным, что пошел на повышение. 

А подданные в ответ ликуют и поют. Поет мхатовская молодежь звонко (хоть и не всегда перекрикивая фонограмму), двигается отлично и так лихо проделывает все трюки, что глаз радуется. Беспокоит одно: широкие улыбки на актерских лицах пока еще кажутся приклеенными. Словно веселье и впрямь происходит на спине какого-нибудь кита, который возьмет, да и ахнет в пучину. Впрочем, сквозь фонограмму можно различить вполне радужный прогноз авторов спектакля на будущее: «Ну, теперь мы заживем / Под царем да под конем: / Где один не совладает, / Там управятся вдвоем». Чем не фраза месяца?!
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996