ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Здравствуйте, вы - наша тетя

Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
На открывшуюся после реконструкции Основную сцену МХТ вышли «Примадонны». Комедия американского драматурга Кена Людвига в постановке начинающего режиссера Евгения Писарева. Того, кто сезон назад сделал «Одолжите тенора» на подмостках Пушкинского театра. Спектакль имел успех, а все успешное, перспективное и молодое, как известно, сразу прилипает к рукам Олега Табакова.

Год назад Писарева очень хвалили. Хвалили и Кена Людвига, поскольку «Одолжите тенора» — его рук и клавиатуры дело. «Примадоннам» вряд ли светят подобные восторги — во-первых, пьеса значительно слабее, во-вторых, повторение пройденного напрягает. Плохо, когда человек годами топчется у старта. Кем хочет стать хороший актер Евгений Писарев — режиссером или оптовым поставщиком недорогих, коммерчески выгодных развлекалочек?

Скажу честно: если бы репертуар МХТ формировался в виртуальном пространстве и передо мной висело окошко: «Последнее обновление — „Примадонны“. Сохранить?», я бы щелкнула «нет». Это проще «№ 13». Это проще даже «Тартюфа» Нины Чусовой. Это примитивно. Такой путь к кассе тоже существует, более того — он самый короткий, но Художественный театр, сегодняшний Художественный театр, где есть великолепная «Белая гвардия», эпатажный «Гамлет», прикольный «Лес», кратчайшими путями ходить не должен. Не к лицу ему. И не по летам, как сам худрук любит повторять.

Впрочем, скепсис критиков не имеет сколько-нибудь существенного значения. Зритель от «Примадонн» в восторге. Некоторые любят посмешнее. Многие любят. Мозги можете оставить дома: «Примадонны» — непритязательное зрелище для добродушной публики, которая между понятиями «театр» и «отдых» однозначно ставит знак равенства. Соблазн велик: вот сейчас ты с прискорбием размышляешь, что в любом спектакле, пусть в комедии-раскомедии, должна наличествовать хоть какая-нибудь мысль, а через пять минут валишься под стул от хохота. Репризы, правда, ниже брючного ремня, но, надо признать, временами смешно.

…Два молодых актера — хороших, но не востребованных, а потому вечно голодных, терпят очередное фиаско. На вечеринке «Общества гуманной охоты на лосей» их освистывает тупая провинциальная публика. «Мусолить Шекспира» приятели больше не хотят. Они случайно натыкаются на газетное объявление: «Богатая леди ищет родственников, которых не видела много лет», выясняют некоторые подробности (например, что искомая родня — женского пола), мобилизуют весь совокупный талант перевоплощения и заявляются по указанному адресу с радостным воплем: «Здравствуйте, мы - ваши племянницы!». Дальше, само собой, неразбериха, комические положения, двусмысленные ситуации, узелок завяжется, узелок развяжется… Все это сдобрено старой доброй американской музыкой, а также фейерверками и бенгальскими огнями а-ля вышеупомянутый «Тартюф». Организованное в МХТ «Общество гуманной охоты на зрителей» пополнилось новым перспективным членом — Евгением Писаревым…

Мужчина в женском платье комичен по определению. Актер, не актер — все равно. Выйдите на улицу, возьмите первого попавшегося мужичонку, обрядите его в юбки (если справитесь), поставьте на каблуки — пять минут здорового смеха вам обеспечены. Прием, многократно опробованный и в чистом виде недорогой. Классика жанра — Тони Кертис и Джек Леммон («Некоторые любят погорячее», или «В джазе только девушки»), Дастин Хоффман («Тутси»), Александр Калягин («Здравствуйте, я ваша тетя!»), Олег Табаков («Мэри Поппинс, до свидания!»)… На нашем телевидении транссексуальный юмор эксплуатируют Нагиев, Стоянов, Кабанов…

Но есть прием — а есть задача. Средство и цель. «Примадонны» — это ресторан одного блюда. Под названием «Мужик, а в юбке». Вот Юрий Чурсин, из которого получилась вполне натуральная стервозная девица. И вот Дмитрий Дюжев, кумир барышень, «бригадир» и отец Иов в одном флаконе, — платиновые локоны, рост под два метра, косая сажень в плечиках, бычья шейка, боевой раскрас. Поклонниц карикатурная дылда не обманула — сзади меня две девушки восхищенно шептались: «Какой красавчик!..».

Кроме «Мужик, а в юбке», в меню ничего нет. Ни постановочных находок, ни актерского совершенства. Даже Анатолий Белый — лицемерный святоша Дункан — вызывает целую гамму чувств: от «как он упоительно смешон» до «боже, какая фальшь!». Единственное исключение — Михаил Трухин в роли тетушки Флоренс. Не мужчина играет мужчину, играющего женщину, а именно актер-мужчина в женской роли. Гротескна и трогательна эта старушенция на негнущихся (кажется даже — тромбофлебитных) ногах, с роскошным паркинсоном, сотрясающим страусиные перья на шляпке. Полоумная, но мыла не ест. Раз в день помирает, но докторов своих переживет. В полном маразме, а что такое молодая любовь — помнит. ..

Трухина принимали теплее всех, боюсь, по банальной причине — не за тетушку и уж тем паче не за Гамлета, а за «Убойную силу» вкупе с «Улицами разбитых фонарей». А ведь актер он прекрасный. Единственный, кто под финал выводит «Примадонн» за грань банальности. У кого «шутить и век шутить, как вас на это станет?» превращается в благородную миссию. И кто поразительно умеет оставаться на сцене мужиком, невзирая на парики и юбки. А это сейчас большая редкость, в отличие от размытых половых границ. 
Пресса
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996