Режиссеры

Театральный чужак в киношной тусовке

Петр Вайль, Радио «Свобода», 31.12.2006
Человек года Радио Свобода — театральный и кинорежиссер Кирилл Серебренников. Ему 38 лет, он родился в Ростове-на-Дону, работал в ростовских и московских театрах, поставил несколько десятков спектаклей. Самые известные и нашумевшие из них — «Откровенные полароидные снимки», «Демон», «Господа Головлевы», «Мещане», «Изображая жертву». Режиссер фильмов «Ласточка», «Тайны грозы», «Ростов-папа». Лауреат нескольких театральных и телевизионных премий. На днях он представил на сцене театра Моссовета свою версию комедии Бомарше «Женитьба Фигаро».

В 2006 году Кирилл Серебренников выиграл всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» и международный Римский кинофестиваль — с фильмом «Изображая жертву». Производил и продолжает производить впечатление на московскую театральную публику своими спектаклями — самыми разными: драмой «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину, оперой «Фальстаф» по классике Верди, комедией «Женитьба Фигаро» по Бомарше.

Но дело даже не в успехах, хотя среди них редкий мировой: не часто российское кино побеждает на фестивалях такого уровня. Дело в том, что Серебренников — один из тех очень немногих, кто побуждает искусство говорить реальным языком современной страны.

Такого в России не было никогда. И не в цензуре причина. Вернее, не только в ней. Причина — в том огромном и, казалось, безнадежно незаполняемом разрыве, который всегда существовал между народом и культурой, той самой, высокой. Язык, по крайней мере, был разный. Традиция целомудрия не позволяла называть вещи своими именами — речь не обязательно о мате, хотя и о нем тоже, но, в первую очередь, о смеси так называемого низкого жанра с так называемым высоким. 

Серебренников этого сочетания не боится. Больше того — на нем настаивает. Потому его Фальстаф предстает на сцене сидящим в ванне со свисающими толстыми боками. Потому главный мировоззренческий монолог фильма «Изображая жертву» на изрядную часть состоит из нецензурной лексики.

Театральный чужак в киношной тусовке, Серебренников вызывает профессиональный протест и возражения, совершенно очевидно, несправедливые: «театральность». Хотя он именно кинематографическими средствами решает судьбу своих героев. Иначе не могло бы оценить это жюри Римского фестиваля, никак не могущее осознавать его языковое новаторство. Они поняли главное: Кирилл Серебренников говорит на современном языке вообще — будь то русский, итальянский или какой-либо еще.

Русское искусство, в силу известных социально-политических обстоятельств, в ХХ веке надолго выпало из цивилизационного процесса. Оно возвращается — усилиями, как всегда, немногих и ярких.