Режиссеры

Типа Фигаро

Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Совсем недавно Кирилл Серебренников блестяще поставил «Лес» Островского. Мебель шестидесятых годов, советские песни, мафиозные ухватки, а один из героев до боли напоминал всем известного обладателя тефлоновых рейтингов. В результате его спектакль рассказывал о запутавшейся в трех соснах, бог весть куда бредущей России. «Figaro. События одного дня» он делал по тому же рецепту: напоминающая о семидесятых бытовая среда, абстрактно-современные костюмы, граф (отличная роль Виталия Хаева) как две капли воды похожий на упоенного успехом и деньгами олигарха. Фигаро (Евгений Миронов) у него был журналистом и пострадал за правду, Керубино (Александр Новин) собираются призвать на срочную службу. В речи героев замелькали «салат оливье» и присловье «блин»: пыль веков из пьесы Бомарше режиссер выбивал железной палкой.

Свой резон в этом был. Смотрите, говорит Серебренников, вот он, герой нашего времени! Вот маленький человек 2007 года: мой герой крутится как белка в колесе и ухитряется при этом выжить, да еще и посрамить сильных мира сего. Спектакль мог выйти отличный — но текст Бомарше придуманного Серебренниковым героя не выдержал.

Изобретательный и остроумный «Лес» вытаскивал новые смыслы из открытой для режиссерских интерпретаций пьесы. Когда в рациональном, точно расчисленном пространстве пьесы Бомарше звучит словечко «типа», Фигаро называет Керубино «брателло» и поливает землю бензином, рассчитывая спалить блудодея-графа, возникает ощущение хаоса.

Это неудача — и броский, антрепризный стиль постановки только усугубляет это ощущение. Созвездие прекрасных актеров, от Леонтьева и Ахеджаковой до Елены Морозовой, Фигаро — лучший сегодяшний артист среднего поколения Евгений Миронов, а в результате, увы, получился пшик. 

Печально, что Figaro стал первым спектаклем продюсерской компании Миронова — представить товар лицом ему не удалось. Плохо, что премьера совпала со скандалом вокруг отошедшего к нему Театра наций: Миронову пеняли за то, что Figaro будто бы пойдет на его сцене. Что ж, репутация, как известно, штука хрупкая: создается она годами, а вот пойти трещинами может в один миг.