Режиссеры

Дуэль с «Крейцеровой сонатой»

Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Одна из лучших чеховских повестей — «Дуэль», выпущенная на Малой сцене МХТ, заставила задуматься, отчего современным театру и кино так редко удается образ «лишнего человека».

В прошлом сезоне Антон Яковлев очень удачно, по мнению критиков, поставил в МХТ «Крейцерову сонату» Толстого. В этом сезоне он выпустил чеховскую «Дуэль». Выбор можно счесть поначалу случайным — Антон Яковлев явно принадлежит к числу добротных традиционалистов, не склонных к радикальным вывертам и глубоко равнодушных к новым веяниям в драматургии. Ожидать от него обращения к новой пьесе братьев Пресняковых или Павла Пряжко явно не приходится. Ясно, что он и впредь в русле старой доброй психологической традиции будет ставить проверенную классику. Почему бы в самом деле не «Дуэль»!

В первом акте его спектакль так и воспринимаешь: перед нами качественный, но дежурный сценический перепев знаменитого текста, не замутненный ни трактовкой, ни актуализацией какой-нибудь нехорошей. По ходу дела отдаешь должное неординарному музыкальному оформлению (Александр Маноцков удачно стилизовал восточные мотивы — действие-то происходит на Кавказе — и сам исполняет свое сочинение на сазе), неплохой сценографии с ее ненавязчивой, но очевидной символикой (причал, галька, свисающие по периферии канаты и лежащая посреди сцены перевернутая вверх дном лодка: видимо, ей и предстоит разбиться о быт) и крепкому актерскому квартету (Анатолий Белый, Евгений Миллер, Дмитрий Назаров, Валерий Трошин), в котором первую скрипку играет поначалу Дмитрий Назаров в роли врача-миляги Самойленко. Несколько портят картину исполнительницы женских ролей, особенно однообразно рыдающая весь спектакль Елена Панова. Но заглушить стройной игры квартета ее плач все же не может.

Однако всякая попытка разгадать, к чему клонит режиссер, поначалу кажется безнадежной. При всей добротности постановки это, признаться, раздражает. «Дуэль», как известно, была прекрасно экранизирована в 1973 году Иосифом Хейфицем. И как бы ни был хорош Назаров, переплюнуть Анатолия Папанова в роли Самойленко практически невозможно. И при всей моей любви к Анатолию Белому Олег Даль в роли страдающего Лаевского, живущего с чужой женой и с каждым днем все более ненавидящего ее, все же выглядит куда убедительнее.

Попутно замечаешь, что Белому в этой роли приходится бороться не только с собственной фактурой интеллектуального плейбоя (в отличие от Даля, для которого роли совестливых грешников стали главной актерской темой, Белый, скорее, создан для роли ироничного жуира Шервинского), но и с самим контекстом роли. Ведь вряд ли случайно многочисленные «лишние люди», так удававшиеся артистам в советские годы (сколько можно вспомнить выдающихся перепевов этой темы — от «В четверг и больше никогда» Анатолия Эфроса до «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна), в нулевые как-то перестали удаваться. Перепевы романтической традиции в наш сугубо прагматический век решительно не ложатся артистам на язык. Как только исполнитель на сцене начинает восклицать: «Пропала жизнь! Надо куда-то уехать, работать, жить по-новому!» — так сразу хочется в ответ воскликнуть сакраментальное: «Не верю!» Так зачем же было городить весь этот сценический огород?

Ответ на этот вопрос содержится во втором акте. Впервые начинаешь догадываться, к чему клонит режиссер, глядя на фон Корена Евгения Миллера. Владимир Высоцкий, игравший эту роль в фильме, невольно наделял своего героя мужской и актерской харизмой, так что страшноватая бескомпромиссность героя, предлагавшего уничтожать моральных разложенцев, словно вредных насекомых, казалось, имела право на существование. Миллер играет своего героя острее и жестче. Он неприятен и необаятелен. Даже антипатичен. Проще говоря, он безжалостно развенчан артистом. Но и Лаевский во втором акте перестает вызывать сострадание. В игре Белого появляются бабские истерические ноты, и, надо сказать, в сценических истериках он оказывается куда убедительнее, чем в монологах о новой жизни. Такое упрощение характеров вроде бы работает против Чехова. Он-то писал о конфликте двух сложных натур, а не о дуэли полуфашиста и неврастеника. Зато во втором акте на первый план неожиданно выдвигается у Яковлева дьякон, превосходно сыгранный Валерием Трошиным. В самой повести этот дьякон — персонаж второго плана. В спектакле вроде бы недалекий герой ближе к концу обретает значительность. Трошин играет его простоватым и в то же время просветленным. И истинная дуэль на сцене МХТ, в конце концов, происходит не между Лаевским и фон Кореном, а между фон Кореном и воплощенной в дьяконе идеей христианского милосердия. И тут пора вновь вернуться к «Крейцеровой сонате».

Эта повесть, запрещенная цензурой, поначалу понравилась Чехову, но потом он явно пересмотрел свое к ней отношение. Мысль о том, что невозможно жизнь уложить в некие постулаты, не важно, кем и как сформулированные, вообще, является главной для этого автора. Но на сей раз в ней еще и явно содержался вызов толстовскому ригоризму. И то, что Яковлев поставил эти два произведения одно за другим, конечно же не случайно. Просто поначалу казалось, что мы смотрим еще один перепев темы «лишнего человека». И вдруг выяснилось, что тема эта и на сцене, и в самой жизни уже «не работает». Она, как и сам тип «лишнего человека», не вписывающегося в социальные устои, осталась в прошлом. А вот заповедь милосердия и любви к ближнему не устаревает. И то, что в спектакле МХТ она прозвучала нефальшиво, можно счесть достаточным основанием к тому, чтобы еще раз потревожить прекрасный чеховский текст.
Пресса
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008