ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

«Мастерская» Петра Фоменко

Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
В рамках театрального фестиваля «Мастерская Петра Фоменко» был показан спектакль «Владимир III степени». Его поставил три года тому назад на учебной сцене Театральной академии (бывшего ГИТИСа) ученик Фоменко Сергей Женовач. (Заметим в скобках, что воспитать талантливого режиссера, помочь его становлению — счастливая миссия и трудная задача для любого мастера. И Фоменко это умение зачтется, помимо всего прочего. Современный театр не может существовать без режиссера-лидера. В этом убеждают не теоретические дискуссии, а сама театральная действительность). «Владимир III степени» — незаконченная комедия Гоголя. Имя ей дало название ордена, к которому вожделеет один из персонажей, не имея на то никаких оснований, кроме глупых чиновных амбиций. Этот и многие другие мотивы прочитываются в тексте. Но нужно обладать несомненной художественной отвагой, чтобы ставить спектакль по пьесе, освященной именем Гоголя, но при этом незавершенной. Не случайно она практически не имеет сценической истории. 
Сергей Женовач распутывает непростые гоголевские сюжеты, остроумно строит композицию текста, смело, если не сказать лихо, фантазирует, создавая особый и щедрый игровой мир, которому артисты отдаются со всей свободой и азартом молодости. Авторская насмешка, острота наблюдений витают в воздухе спектакля. Но существуют они на ином, чем это привычно, уровне театрального сознания. Драматическое начало, предполагаемое в сатире Гоголя, изживается игрой, которая увлекает мессой художественных нюансов и тонких человеческих оттенков.
Вот, например, одна из начальных картин спектакля. На лавке, занимающей центр сцены и представляющей собой переднюю или, как сказано у Гоголя, «лакейскую», возлежат неизменные в своем плутовстве гоголевские слуги, полностью игнорируя все обращенные к ним голоса. Их лежание так демонстративно, что возникает обобщенный образ скуки и лени. Но создается этот эффект на редкость озорно и весело. То наши герои, как по команде, синхронно перевернутся с боку на бок, то вскочат, будто их ветром сдует с завалинки, — чтобы потискать подружку-горничную на извилистом пути из двери в дверь. И вновь четко улягутся на отполированное место. Но стоит сильному полу остаться нарочито безучастным к подчеркнутому шуму знакомых шагов и приплясываний, как последует лукавая сцена, где всеми доступными средствами будет заявлено право на мужское нахальство.
А если добавить, что все это исполняется без бытовых подробностей, с минимумом слов, зато с помощью музыки и пластики, наверное, будет ясно, сколько неожиданной игры таит в себе спектакль.
В нем смешной звук, ненароком вырвавшийся из уст одного персонажа, вдруг начинает жить самостоятельной жизнью и звучит уже в пространстве сцены, мигом и хитро переключая на себя внимание героев.
Самый смешной герой спектакля, маленький и круглый, словно шарик, без зазрения совести чувствует себя отчаянным сердцеедом. И в подтверждение этого вытанцовывает лихие па, что-то среднее между гопаком и лезгинкой. Впрочем, если это очень смешно, то потому, что, несомненно, артистично.
Все это — произвольные примеры из спектакля. Их могло быть много больше. Взятые вразнобой, они, возможно, покажутся талантливыми пустяками (хотя, прошу прошении за нехитрый каламбур, и это не пустяк в театре). Но выстроенные в систему, они являют собой редкий пример яркого театрального сочинительства. В нем и гоголевские мотивы живут привольной, несколько фантастической жизнью, и у каждого актера есть своя мелодия, свой голос, иные из них — можно не сомневаться — зазвучат с большой силой. Но уже сейчас у учеников Фоменко счастливая молодость, и это счастье оказалось заразительным для нас, зрителей.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр