ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

«В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь»

Ольга Романцова, Газета, 25.12.2006
В этом году на «Золотую маску» номинированы два спектакля Сергея Женовача — «Мнимый больной» Мольера, поставленный в Малом театре, и «Захудалый род» по роману Лескова, который стал первым самостоятельным спектаклем недавно созданной Женовачем с учениками Студии театрального искусства. С Сергеем Женовачем побеседовала для «Газеты» Ольга Романцова.

 — Сергей Васильевич, какое впечатление уходящего года, связанное с театром, было самым сильным?

 — Выпуск спектакля «Захудалый род»: на пятый год совместной жизни мы выпустили спектакль по роману Лескова и стали существовать в рамках театра. И то, что мы, репетируя по углам, сумели собрать большую, серьезную работу, где занята вся наша труппа, и выпустили четырехчасовой спектакль, сделанный по академическим параметрам, для ребят было серьезным испытанием, и они его выдержали. Наверное, для первого спектакля нужно было взять небольшую, остроумную историю, но мы выбрали материал, с которого, как нам казалось, нужно начинать.

 — Почему?

 — Надо дорожить той секундой, которая нам дается, и делать работу, которая может оказаться последней. Неизвестно, что будет завтра, поэтому не хочется тратить время на что-то необязательное, проходное. То, без чего ты бы спокойно прожил этот отрезок жизни. Мы ставили перед собой достаточно сложные задачи. Например, освоить систему рассказа, не ограничиваясь бытовым существованием на площадке. Найти такой способ существования, когда актер для того, чтобы выразить идею или мысль, которая его наполняет, может и сыграть, и рассказать, и показать что-то — сделать все что угодно. Ребята погрузились в эту сложную систему, пытаясь передать мировосприятие Лескова, и изобретали театр, подходящий только для его прозы.

 — Известно ли когда вашему театру построят здание?

 — Стройка идет. Мы верим, надеемся.

 — Как вам удается сохранить театр, когда все время приходится играть спектакли на разных площадках?

 — Это очень трудно, мы не можем спокойно планировать даже выпуски спектаклей. Все зависит от того, когда появится возможность где-то порепетировать. Но наш театр возник из внутренней потребности ребят работать вместе. Я предупреждал их с самого начала, что все будет не так гладко, как им кажется.

 — Что для вас сейчас важнее всего?

 — Для меня очень важно, чтобы ребята становились артистами. Они пока только на полпути к профессии. Хотя воспитывать и культивировать в себе актерскую природу надо всю жизнь. Как только начинаешь ее эксплуатировать, возникает государственное учреждение, занимающееся прокатом спектаклей. Мне хочется продлить у ребят ощущение студийности. Поэтому мы и назвали наш театр «Студия театрального искусства».

 — Вы не боитесь, что кто-то из ваших учеников уйдет?

 — В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь. У людей есть потребность быть вместе, и они работают. Если она исчерпывается, ты помогаешь человеку обрести себя в другом месте, потому что он - твой ученик. Вот и все. И если артист репетировал с каким-то режиссером, это не значит, что он должен всю свою жизнь, до пенсии работать только с этим режиссером. Артисты должны работать с разными режиссерами, в разных системах. Любое дело начинается, развивается, к чему-то приходит и умирает. Поэтому мы живем второй сезон и радуемся, вот и все. А если возникают трудности, стараемся их преодолевать с юмором и с верой друг в дружку. Если кто-то захочет выбрать другой путь, мы будем им помогать.

 — Существуют ли какие-нибудь заветные слова, которые вы говорите актерам студии перед выходом на сцену?

 — В ГИТИСе есть традиция: перед экзаменом или показом студенты собираются вместе и выкрикивают какую-то фразу. Как футболисты перед началом матча. Это могут быть слова: «Вперед!» или «С Богом!», а может быть и фраза из спектакля. Если мы прокричим ее дружно, услышим друг дружку, возникнет какой-то определенный настрой, который повлияет на спектакль. Так было в «Мастерской» Петра Наумовича, мы тоже сохраняем эту студенческую традицию. 

 — Чего вы не переносите в театре?

 — Когда театр становится просто местом работы, превращается во времяпрепровождение или в способ зарабатывания денег. Когда уходит душа театра и возникает учреждение культуры для проката спектаклей, о котором я вам только что говорил. Тогда становится грустно. Я люблю театр, где любой спектакль — плод размышлений, мучений, где актеры верят: если они не поделятся со зрителями тем, о чем они сейчас думают, что-то в жизни будет не так. Если этого нет, все обессмысливается.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр