ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Сергей Женовач стал нашим всем

Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Впервые в истории «Золотой маски» в обеих главных номинациях драматического театра победили спектакли, поставленные одним и тем же режиссером. Решение жюри комментируют МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА и ПАВЕЛ Ъ-СИГАЛОВ.

Главный итог «Золотой маски» в разделе драматического театра — золотой дождь, пролившийся на Сергея Женовача. Победу «Захудалого рода» как спектакля малой формы в руководимой господином Женовачем новорожденной «Студии театрального искусства» предсказывали многие: спектакль лидировал по опросам в профессиональной среде. Поскольку с некоторых пор жюри «Маски» перестало отделять режиссерскую номинацию от номинаций за лучший спектакль, приз за лучшую режиссуру как бы прилагался Сергею Женовачу к победе «Захудалого рода» и тоже был более или менее предсказуем. Мария Шашлова, молодая актриса, миловидно сыгравшая главную роль в «Захудалом роде», получила спецприз жюри — этих трех наград уже было достаточно для того, чтобы нынешняя «Маска» обрела черты лица господина Женовача. На этом фоне полной неожиданностью стала еще и победа «Мнимого больного», поставленного тем же Сергеем Женовачем в Малом театре, в разделе большая форма.

Мольеровская комедия попала в номинацию явно за компанию, просто для полноты фестивальной афиши,- это далеко не лучший спектакль Сергея Женовача. Кажется, и сам он, в очередной раз взбираясь на сцену за «Маской», уже испытывал больше неудобства, чем радости. Предположение, что судьи хотели таким образом еще раз поздравить Малый театр в юбилейный для государственных театров России сезон, следует отмести с ходу: хорошо известно, что руководство Малого в список своих побед работу господина Женовача не заносит (продукцию какого рода оно туда заносит — другая тема).

Учитывая, что спектакли из Якутска и Новосибирска были неконкурентоспособны, а постановки Камы Гинкаса и Генриетты Яновской на фестивале прошли, к сожалению, не лучшим образом, объяснение напрашивается одно: победа тишайшего «Больного» стала результатом протестного голосования против «Короля Лира» в постановке многократного лауреата «Золотой маски» Льва Додина. Значительный и серьезный спектакль Малого драматического театра (МДТ) и на этот раз ехал в Москву в качестве главного претендента на награду. Видимо, большинство членов жюри решили, что пришла пора показательно «прокатить» додинский МДТ. А поскольку ставить прочерк в графе «лучший спектакль» не принято, судьи под руководством Адольфа Шапиро проголосовали за симулянта. Господину Додину «Маской» больше, «Маской» меньше — все одно. А вот жюри, конечно, оконфузилось. Совсем без наград питерский «Король Лир», впрочем, не остался. Исполнитель заглавной роли Петр Семак получил второй спецприз жюри. А лучшим сценографом признан покойный Давид Боровский, одной из последних работ которого стало лаконичное и выразительное оформление спектакля Льва Додина.

Лучшими актерами стали Мироновы. Евгений — за Иудушку в «Господах Головлевых» МХТ имени Чехова, Мария — за Федру в спектакле «Федра. Золотой колос» столичного Театра наций. Примечательность решения не в том, что «Масками» отмечены выдающийся современный русский актер и актриса, сделавшая мощный рывок в новое творческое состояние. А в том, что спектакли эти поставили соответственно Кирилл Серебренников и Андрей Жолдак, талантливые и активные режиссеры, вызывающие слепую, буквально зоологическую ненависть у большой части театрального истеблишмента и мещанской критики. То, что эти спектакли были включены в афишу и вполне серьезно рассматривались жюри даже в качестве претендентов на победу, свидетельствует о том, что процессы идут. Но пока побеждают мнимые больные, настоящие болезни театра все-таки берут свое.

В целом итог национальной премии таков. Первое: Сергей Женовач — это наше все, другими словами, на всех-всех фронтах побеждает традиционалистская школа. Второе: щелкнуть по носу безусловный авторитет всегда приятно, даже в ущерб собственной репутации. Третье: выдающимся актерам следует работать время от времени с «сомнительными» и ненадежными новаторами. Но сами возмутители спокойствия все еще должны знать свое место.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр