ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Сергей Женовач ходит Гоголем

Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Недавно народившаяся Студия театрального искусства показала премьеру спектакля «Игроки». Комедию Гоголя поставил руководитель и основатель театра Сергей Женовач, накануне ставший вместе с актерами студии главным героем премии «Золотая маска». РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ уверен, что новый спектакль станет одним из номинантов «Маски» следующей.

Кажется, первое, что приходит в голову в связи с «Игроками»,- мальчики повзрослели и стали играть в азартные игры. Не в том смысле, что недавние дети, а молодые актеры, фамилии большинства которых мы узнали два года назад после премьеры «Мальчиков» по «Братьям Карамазовым» Достоевского в постановке Сергея Женовача. То, что фамилии студентов нужно побыстрее выучить, было ясно уже тогда, когда идея создания театра на базе студенческого курса только рождалась.

Тот спектакль был не только по названию, но и по сути очень мужским, а в «Игроках» Гоголя и вовсе нет женских ролей. Тогдашний Коля Красоткин (Андрей Шибаршин) вырос в помещика Ихарева, карточного шулера, ставшего жертвой хитроумной многоходовой комбинации более изобретательных жуликов. Сколотил эту банду бывший штабс-капитан Снегирев (Алексей Вертков), а в подручные взял нескольких мальчиков, теперь носящих фамилии Кругель (Григорий Служитель) и Швохнев (Александр Обласов). А бедный Илюшечка Снегирев (Сергей Пирняк) не просто выжил, но и развил в себе актерский талант: так натурально изображает мечтающего о гусарстве помещичьего сынка, что веришь ему сразу. Даже «собаке» нашлось место: мнимого чиновника сыграл Сергей Аброскин, артист редкостной органики и какого-то стихийного, необрамляемого обаяния. В «Мальчиках» он был псом, покорившим всю театральную Москву.

Можно долго фантазировать на тему, про что бы сегодня было интересно поставить гоголевскую пьесу. У нее и сюжет детективный: по последней сцены непонятно, что новые знакомые Ихарева не действуют заодно с ним, а просто дурят ему голову. «Игроки» еще и про азарт, про страсть к игре, которая подчиняет себе всю жизнь. В конце концов, про Россию — называет ведь ее в сердцах Ихарев в финале «надувательной землей». В общем, интрига, страсть, родная страна. Да и юмор тоже: смешного в пьесе полно, Гоголь все-таки написал.

Другое дело, что ни одна из этих материй Сергею Женовачу, как мне кажется, не близка. Самые отчаянные слова последнего монолога Ихарев-Шибаршин произносит из-под стола, так что на философские обобщения они не претендуют. Веселить трюками и шутками — это точно не из репертуара господина Женовача. Той самой азартной страсти, которая отравляет (или, наоборот, наполняет) жизнь героев, в спектакле тоже нет — ее даже и изобразить не пытаются. Нет, самих-то карт сколько угодно. Рвутся бумажные обертки, ненужные колоды одна за другой летят на пол, но свойственной игре атмосферы дьявольского ожидания сиюминутного решения судьбы нет.

Между тем на протяжении всего спектакля, то есть почти двух часов, от сцены не отвести глаз. И дело, конечно, не в пьесе «Игроки», которую давно знаешь наизусть. А в нечасто посещающей тебя радости от присутствия на сцене интересной компании — не в том смысле, что гоголевской шайки жуликов, а современных молодых актеров, которые искренне наслаждаются партнерством, которые еще не потеряли свежести, но уже обрели ремесло, которые отдельный спектакль могут сыграть более или менее удачно, но в дальнейшем профессиональном и человеческом развитии которых не сомневаешься ни минуты.

Ответ на вопрос о смысле таится в сценографии Александра Боровского. Он построил на сцене не положенную Гоголем комнату в провинциальной русской гостинице, а игровой зал — правильно расставленные среди светлых стен квадратные столики с зеленым сукном. Все персонажи одеты у Женовача одинаково — в белые рубашки, черные костюмы-тройки, черные пальто и шляпы. Это вроде бы безликие, слегка инфернальные господа ниоткуда, в начале спектакля сидящие каждый за своим столом спиной к зрителю, а в финале — уже лицом к залу. В их униформе, в меняющейся рывками световой партитуре Дамира Исмагилова, в самой контрастности сценической картинки кроется, конечно, тревожный намек на близость недоброй силы, куклами в руках которой оказываются и хитрецы, и одураченные.

Но Гоголь мистический Сергею Женовачу все равно не близок. Его «Игроки» получаются о том, как пространство немилосердного обмана становится пространством обаятельной театральной игры. Гоголь для режиссера в данном случае не темный пророк, а добрый помощник. И даже добровольный надзиратель за происходящим — посеребренный бюст писателя стоит прямо на сцене, служит в качестве вешалки для пальто и шляпы, а в финале под смех зала поворачивается тылом. То ли ему не понравилось, то ли он скрывает слезы умиления. 
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр