Драматурги

Виктор Астафьев
Кен Людвиг

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

«Джан»

Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Культура


Филиал Московского театра им. А. С. Пушкина в Сытинском переулке по замыслу его художественного руководителя — известного режиссера Романа Козака — должен был стать «местом культурных событий». За четыре года пребывания Козака «у власти» здесь, действительно, произошло немало таких событий. В течение четырех лет Козак, не колеблясь, шел на эксперименты, приглашая ставить спектакли на малой сцене самых продвинутых, а порой и маргинальных московских режиссеров: Серебренникова, Чусову, Огарева, Агеева, Брусникину, etc?


Сам худрук, по долгу службы вынужденный заботиться о нуждах всего коллектива вверенного ему театра, ставил спектакли на большой сцене, пытаясь сбалансировать свои художнические замыслы с реалиями рыночных отношений. Однажды, видимо, вспомнив свою бесшабашную театральную молодость, он все же «согрешил», поставив на сцене филиала спектакль не для широкой публики — «Академию смеха» японца Коки Митани. И вот в конце января Роман Козак и его очаровательная супруга Алла Сигалова пригласили народ в филиал театра на спектакль по произведению, пожалуй, самого «не сценичного» российского автора. Козак вместе со своей супругой — известным хореографом Аллой Сигаловой — посягнул на повесть Андрея Платонова «Джан».

Пересказ сюжета вряд ли сможет адекватно передать удивительную притягательность повести Платонова. Суть дела в самом общем виде такова. Молодой человек по имени Назар, живущий в Москве 30-х годов, вдруг решает ехать в Среднюю Азию для того, чтобы принести счастье своему народу, который называется Джан. Он уехал оттуда 15 лет назад, оставив дом и мать. Теперь, воодушевленный «масштабами социалистических преобразований» в родной стране, он вознамеривается помочь обрести новую жизнь своим соплеменникам. На пути к счастью своего народа парню приходится преодолевать множество преград, он сталкивается с предательством, любовью, ненавистью, страхом и даже ужасом. Назару встречаются и красивые женщины, и древние старцы, и экзотические животные, и хищные птицы?

Найти какие-то аналогии этому спектаклю очень сложно. Потому что не так часто на нашей сцене появляются по настоящему «синтетические» зрелища, в которых органично сочетаются драматическое искусство, музыка и пластика. В «Джане» это произошло. Козаку и Сигаловой удалось, казалось бы, невероятное: они переложили прозу Платонова на театральный язык, сохранив в неприкосновенности ее загадочную притягательность. Более того, им удалось почувствовать и воплотить на сцене мощную энергетику и нерв платоновской повести, переведя некоторые ее эмоциональные доминанты на «язык» пластики.

Одним из определяющих факторов успеха спектакля наряду с мощной и динамичной режиссурой Романа Козака стала не только хореография Аллы Сигаловой, но и ее дебют в качестве драматической актрисы. И она справилась со своей ролью блистательно! Вернее — с ролями, потому что актрисе по ходу спектакля приходится перевоплощаться не только в женские образы: от 15 летней девочки до глубокой старухи, — но даже в животных и птиц. И именно в этих бессловесных ролях Сигаловой удается проявить свой феноменальный пластический дар правдоподобию. Это — именно поэтическое, порой на грани эмоционального срыва, воплощение души того или иного персонажа или животного. Невозможно передать словами зловещий танец ее хищной птицы, которая старается вонзить свой клюв в горло Назару. Или душераздирающие предсмертные муки и прощальный взгляд верблюда. После премьеры ваш корреспондент встретился с виновницей торжества.

Алла, что послужило импульсом для рождения спектакля: желание воплотить на сцене прозу Платонова или просто создать драматический спектакль с элементами пластики?
Сначала было желание поставить «Джан», мы об этом думали лет пять. А когда началась работа, то мне казалось проще поставить абсолютно хореографический спектакль. Потому что проза Платонова «не произносится» со сцены. Мне кажется, что, как ни странно, проза теряет что-то на сцене. Она настолько гениальна, когда ее читаешь, но как только начинаешь ее произносить, что-то с ней происходит?

Вам всегда была свойственна такая душераздирающая хореография, как в «Джане»?
Думаю, всегда. Это — то, что очень многим нравится и многим же не нравится. Многие не принимают такую чрезмерную страстность и «энергетичность». Но я такая, какая я есть, и мне с этой энергией хорошо. И партнерам моим — тоже.

Как вы себя чувствовали в качестве драматической актрисы?
Для меня это было не просто. Я, естественно, не имею права показывать, что бываю слабой и неуверенной в себе. Потому что рядом со мной партнеры, которые верят в меня и идут за мной. При том, что они чувствовали мои колебания и помогали мне. Но эту неуверенность я преодолела.

Проза Платонова вам не сопротивлялась?
Думаю, что он пошел нам навстречу. Прежде всего, потому что мы его безумно любим. 
Спектакль сразу разделил театральную общественность на два лагеря: восторженных поклонников и непримиримых противников. Но это и хорошо: странно было бы, если бы значительное, необычное и непривычное произведение вызывало бы только бурный восторг или неприятие. 
Пресса
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993