ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Патриаршие пруды — новая станция метро

Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
В МХТ имени Чехова — громкая премьера. Культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поставил венгерский режиссер Янош Сас. К этому произведению он прежде уже обращался у себя на родине. У нас же Сас более известен своими кинокартинами, в частности его «Мальчики Витман» получили приз на XX ММКФ. 

Олег Табаков на сборе труппы, предварившем вечернюю премьеру, сказал: «Художественный театр задолжал Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Немало радостей, но немало и страданий принес ему этот театр. Надо платить по счетам. Видимо, это выпало на наше время. У нас есть возможность это сделать».

Итак, первый долг отдан. Инсценировку булгаковского романа режиссер сделал сам и отнесся к работе столь бережно, что спектакль длится три с половиной часа, в течение которых зритель, в принципе, может восстановить все основные линии и перипетии литературного оригинала. Прежде всего, по признанию режиссера, спектакль адресован тем, кто романа не читал. Эта, увы, не столь малочисленная категория публики получает возможность подробно проследить эволюции героев: от первой, роковой встречи на Патриарших литераторов Михаила Берлиоза (Игорь Золотовицкий) и Ивана Бездомного (Виктор Хориняк) с Воландом (Дмитрий Назаров) и до финального «Свободен!», провозглашенного Мастером (Анатолий Белый) за пределами земного существования. 

Спектакль Яноша Саса лишен каких-либо специально акцентированных Булгаковым тем. Особенно это касается сталинских реалий, которыми хоть и в афористичной форме, но буквально пронизан роман. На сцене МХТ разыгрываются истории любви и предательства, истории взаимоотношения смертных с высшими силами зла. Но все это лишено привязки — равно к советской Москве эпохи социалистического строительства и к библейским временам. Действие будто происходит здесь и сейчас. Персонажи (в том числе и Иешуа — Игорь Хрипунов, и Понтий Пилат — Николай Чиндяйкин) одеты в современные костюмы. На мониторы, висящие над сценой, проецируется суета московских улиц. Главный образ спектакля, придуманный художником Николаем Симоновым, — это метро: безликие застекленные двери, урбанистические входы в никуда и выходы из ниоткуда. Голос объявляет не существующую в реальности станцию «Патриаршие пруды», и венгерскому режиссеру легко можно простить подобный вымысел. Над порталом светит алая буква «М» (знак Мастера? Маргариты? Мефистофеля?), которая к сцене бала у Сатаны переворачивается, превращаясь в зловещее “W”. Вглубь сцены уходят рельсы, по которым бредет, балансируя на тонкой грани, хрупкая Маргарита (Наташа Швец). Прямо на зал движется управляемый какими-то инфернальными силами вагон, временами это лишь остов вагона, населенный нежитью.

Сцены жгучей любви сменяются скорбными сценами психушки, весьма зрелищными картинами варьете и бала. Ушлый конферансье Жорж Бенгальский (Игорь Верник) общается с публикой, подсадные дамы толпой бегут из зала на сцену за новыми платьями, а в нижнем белье появляются уже только на экранах. Бал напоминает разудалое шоу, где Коровьев — Михаил Трухин и Гелла — Мария Зорина ведут себя как заправские шоумен и шоудива. Сам Воланд, слегка усталый и импозантный, напоминает очень успешного бизнесмена. В тот момент, когда он толкует о божественном равновесии добра и зла, на мониторах сменяют одна другую сцены современного военного и политического насилия. Там же возникают изможденное лицо распятого Иешуа и отрешенное — Маргариты, летящей в гости к Сатане.

Спектакль Яноша Саса, несмотря на свою продолжительность, смотрится динамично, насыщен образами, пусть не слишком для современной театральной практики оригинальными, но достаточно убедительными. А уж информации о событиях, происходящих в романе, в нем даже больше чем достаточно. Сложнее с темой высказывания, с его, что называется, сквозной авторской болью. Но, коль скоро режиссер адресовал свой спектакль в первую очередь тем, кто с книгой не знаком, такой счастливец вынесет из театра много нового.
Пресса
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
Любил Москву как женщину, Александр Васькин, Независимая газета, 12.05.2016
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Аншлаг и травля «Дней Турбиных», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 16.05.2011
Воспоминания о Мастере, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 15.05.2011
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001