Драматурги

Виктор Астафьев
Кен Людвиг

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Грешные дети

Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Переместив действие «Вассы Железновой» в камерное пространство Новой сцены МХТ имени Чехова, создатели спектакля «В. Ж.» попытались уйти от монументальности и тяжеловесности, которыми грешили постановки знаменитой пьесы Горького долгие годы. Экспериментальная площадка театра потребовала от исполнителей ювелирной точности в выборе выразительных средств, особой степени откровенности и бесстрашия. 
В основу литературной композиции спектакля вошел не только текст «пьесы про мать» (так называл первый вариант «Вассы Железновой» ее автор), но и фрагменты «Жизни Клима Самгина», «Фомы Гордеева», «Исповеди» и других знаковых произведений Горького. Благодаря этому пьеса-предчувствие, написанная накануне надвигающейся катастрофы, преобразилась в размышление о природе греха, поиске Бога и покаянии. 
На плазменных экранах мелькают буквы древнеславянской азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро… Детский лепет и смех, звучащие в прологе, постепенно оформляются в полные ярости монологи заблудших чад – героев пьесы. Место действия напоминает одновременно тюрьму и чистилище – душный бункер с металлической стеной и колоннами, укутанными в грубую холстину, откуда нет выхода.
Семейство Железновых бурно выясняет отношения, делит наследство, в то время как за стеной умирает отец, муж Вассы Петровны. Вчерашние дети, чьи фотографии проецируются на экраны, сегодня погрязли в разврате и осознании собственной никчемности. Инфантильный Семен (Николай Ефремов) и его эксцентричная супруга Наталья (Яна Осипова) мечтают удрать из дома со своей частью наследства. Чистая и светлая невестка Вассы Людмила (Ксения Теплова) ищет свободу в грехе, а ее обезумевший муж горбун Павел (Игорь Хрипунов) – в насилии. На шаг дальше остальных продвинулись опытные сладострастники – дядюшка Прохор (Владимир Тимофеев) и его старшая племянница Анна (Лариса Кокоева).
На фоне своей семьи Васса в тонком и интеллигентном исполнении Евгении Добровольской кажется единственным человеком, способным не только к действию (нередко и к преступлению), но и к состраданию. Режиссер-дебютант Ольга Воронина именно Вассе отдала фрагмент из «Исповеди» Горького: «Где божья красота? Жив бог? Где же божеское?» Но небеса не дают ответа.

Статья "Грешные дети", журнал "Театральная афиша" , www.teatr.ru
Пресса
Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018
Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Смертельно для будущего, Елена Жатько, startup.ru, 26.05.2017
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017