ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Доктор и его house

Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
В новом сезоне Олег Табаков расширил штат своих помощников. В их число попал и режиссер Сергей Пускепалис, который прежде не сотрудничал с МХТ. Однако его первая постановка на Малой сцене театра (спектакль по пьесе Гришковца в соавторстве с Анной Матисон «Дом») говорит о том, что Табаков сделал правильный выбор, а у самого режиссера не возникло трудностей при распределении ролей.

Сюжет спектакля легко пересказать двумя словами: врачу-урологу показали дом, выставленный на продажу. Сумма нешуточная, но если продать квартиру и влезть в долги, — то в принципе покупка по зубам. И получается, что у врача с уровнем дохода чуть выше среднего вдруг появляется навязчивая мечта — во что бы то ни стало приобрести дом в пригороде. Начинаются хождения по друзьям, но те в деньгах отказывают…

Евгений Гришковец не особый любитель бытовой драматургии и многонаселенных пьес. Его первые постановки («Как я съел собаку», «Одновременно» и «Дредноуты») были биографическими моноспектаклями, а в «Планете» Гришковец вышел на сцену с Анной Дубровской, но все равно главным рассказчиком истории оставался он сам, поскольку в основе его работ всегда лежит история отдельно взятого человека. Наверное, он обошелся бы без лишних персонажей и в «Доме», но тогда какой же это дом, если состоит он из одного человека?

Для Гришковца и Матисон сюжет имеет скорее условное значение — не так важны драматургическая канва, зрелищность и предлагаемые обстоятельства, сколько мысли героев. В какой-то мере это литературный театр, где не обязательно выписывать сюжетные линии: спектакль можно сыграть и вовсе без декораций, лишь пунктирно обозначив встречи главного героя с друзьями или разговоры на кухне с женой и дочерью. Однако Сергей Пускепалис не только расставил акценты, но и сделал постановку динамичной. Действие начинается на фоне школьных досок, на которых мелом нарисованы мама, папа, брат, стены с треугольной крышей, дым, клубящийся из трубы, — словом, не квартира, а именно дом, каким представляется он каждому ребенку. Игорь (Игорь Золотовицкий) о своей детской мечте давно забыл, но показали ему дом, и сердце вдруг защемило. Представил, как на веранде соберется вся семья — подаст чай супруга (Кристина Бабушкина), не вовремя зайдет сосед, подтянутся родители жены (Алла Покровская и Владимир Краснов), а затем и друзья. Но в ту же секунду старинный абажур исчезает, а школьные доски перегораживаются громоздкими деревянными сооружениями, символизирующими не то пеналы, не то двухъярусные кровати, не то шкафы-купе. Кухня в московском доме, конечно, не такая просторная, как летняя веранда, и оттого споры с женой о покупке дома достигают накала: «Я про этот дом все время думаю. Даже когда думаю про что-то совсем другое, все равно думаю про этот дом», — говорит Игорь и начинает рисовать картины своей будущей жизни. Однако друзья разрушают иллюзию — словно мокрой тряпкой проводят по школьной доске. Первый друг (Эдуард Чекмазов) сам когда-то купил дом и с тех пор проклинает тот день, поскольку на всякую мелочь идут огромные расходы, начиная от автоматических ворот и заканчивая новой кровлей. Второй (Станислав Дужников) не намерен смешивать дружбу и долг, разве что готов дать деньги под процент. Аналогично рассуждает и третий друг — то ли чиновник, то ли предприниматель (Юрий Кравец). У четвертого (Сергея Беляева) денег и вовсе нет, но если бы и были, то не дал бы - предостерег бы от «страшной» покупки. «Надо быть довольным тем, что есть, — говорит он. — А ты переживаешь, что никто тебе денег не занимает — на дом. Вдумайся сам в это слово — „дом“! Много ли у нас с тобой одногруппников, которые могут позволить себе хотя бы думать о покупке дома?»

Не занимает денег и бывшая любовница (Ксения Лаврова-Глинка), а пятый друг (Олег Тополянский) оказывается конкурентом, который тоже претендует на этот дом. Рефреном через весь спектакль проходят рассуждения Игоря о дружбе, и видно, что его искреннее отношение к людям сменяется сперва удивлением, а затем и полным разочарованием. Игорь Золотовицкий, который с первых минут спектакля играл комедийного персонажа — душевного отца семейства, благополучного врача, живущего интересами своей семьи, вдруг становится раздражительным и мрачным, будто лишился почвы под ногами, будто мир перевернулся. Авторы спектакля выдержали действие в единой стилистике, словно разобрали пьесу Чехова, где смысл ролей всегда между строк, в паузах, взглядах, жестах…

Спектаклем «Дом» МХТ имени Чехова обратился к редкому, почти исчезнувшему жанру бытового спектакля, который перестал быть востребованным с тех пор, как из репертуара отечественных театров исчезла производственная пьеса. С другой стороны, успех «Дома» (МХТ не первый театр, где ставится пьеса) показывает, что интерес к жанру возвращается: это одно из немногих произведений современной драматургии, где предпринимается попытка проанализировать жизнь и проблемы современного человека, живущего в хорошей квартире и с уровнем дохода «чуть выше среднего».
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001