ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Земную жизнь пройдя до половины

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
За «Город» Евгения Гришковца взялись сразу два московских театра — «Школа современной пьесы» Театр Олега Табакова — для современной пьесы случай редчайший. «Табакерка» построили свой «Город» первой, и в зрительном зале уже появились жертвы просчитанного театрального успех, полученного при сложении уже модного имени Гришковца и популярности театра. Ловкие фальшивобилетчики загнали «билеты» на премьеру втридорога, и администрации театра пришлось поломать голову, чтобы как-то пристроить в переполненном зале на сто мест своих облапошенных поклонников.

Тема «Города» — кризис среднего возраста — по-своему символична для взрослой благополучной «Табакерки», чья труппа в основном и представляет этот самый средний возраст. Возраст, когда имеешь все — сына, жену, родителей, друга, престижную работу, — и все вдруг теряет смысл, вкус, аромат, радость. Возраст, когда ты уже успел направить свою жизнь в определенном направлении и теперь больше всего тебя тяготит именно эта заданность. И хочется выскочить из нее, как из поезда без тормозов, летящего по рельсам без поворотов. Собственно, вся пьеса «Город» — это попытка главного героя Сергея уехать куда-то из города, круто перевернуть свою жизнь, ставшую вдруг безвкусной. И обреченная на неудачу попытка объяснить близким свою драму, банальность которой не снижает ее остроты, когда переживаешь ее лично и впервые. Евгений Гришковец с большим или меньшим успехом создает поэзию из банальности, из расхожей ситуации, из частностей, знакомых всем из общих мест.

Белые стены-промокашки, солнечный зайчик окна, нарисованные умывальник и тумбочка — зыбкая картинка семейного уюта от художницы Ларисы Ломакиной. А вот телефон — цепь, на которую посажен современный человек, прикованный к городу со всей его деловой суетой, — вполне реальный. И кухонный стол с заварочным чайником — привычная обстановка для дружеских посиделок. «Город» в спектакле Александра Назарова — это хрупкая теснота: ни свободно дышать, ни надежно скрыться в ней невозможно.

Сергей (Сергей Беляев) наедине с собой, Сергей с уставшей от его метаний женой (Евдокия Германова), Сергей с не понимающим его другом (Сергей Угрюмов), Сергей с раздосадованным отцом (Валерий Хлевинский), Сергей с плутоватым водителем такси (Павел Ильин), в два счета раскусившим настроение своего пассажира, — вариации на тему кризиса среднего возраста. Это как раз тот случай, когда «свита» играет «короля» — затосковавшего мужчину Сергея. Евдокия Германова — в своей фирменной, но не очень уместной здесь эксцентричной манере. «Современниковец» Валерий Хлевинский = с крупным размахом на большой зал. Зато Сергей Угрюмов и Павел Ильин — с предельной точностью, благодаря которой в диалоге возникает и напряжение, и равенство сторон, без чего невозможно театральное партнерство. А Сергей Беляев наконец-то получил роль, которую давно не имел и которую очень заслуживал. Режиссеры по полной программе использовали его таланты клоуна, эксцентрика, характерного актера, но психологию «героя нашего времени» он играет на мой памяти впервые, и играет здорово.

«Нашему поколению не хватило экзистенциального приключения», — очень точно сформулировал однажды умный режиссер-авангардист Владимир Мирзоев. Мирзоев себе такое приключение устроил, в прямом смысле уехав из города аж за океан. Евгений Гришковец тоже в свое время прошел через такое приключение, как перемена города (и даже ненадолго — страны) и образа жизни. И герою своему дал такую возможность, оставив финал открытым. Сергей выходит из дома. Садится в такси. И едет — до следующего квартала или до вокзала, навстречу своему покою — пусть каждый додумает про себя сам. В глазах Сергея за лобовым стеклом — вперемешку и тоска (что-то уходит безвозвратно), и радость (что-то начинается), и тревога (вдруг это все напрасно), и надежда. Обычные эмоции обыкновенного человека среднего возраста, который просто способен чувствовать.
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001