ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Кто смеется последним

Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Сидел один человек как-то у себя в замке, на самом верху, в башне, пил портвейн, курил сигару, книжку читал, вдруг слышит: в окно кто-то стучится, а гроза была — ужас! Или вот еще история: напились в пабе два мужика, не заплатили и убежали, перелезли через какой-то забор, а там такое! Хотите узнать побольше — сходите на спектакль «По По»: Евгений Гришковец и Александр Цекало вам еще много чего расскажут, соврут — недорого возьмут, и настроение ваше, разумеется, улучшится — о том, что Гришковец на этом деле съел собаку, уже неловко и напоминать.

Признаться, сжульничал и я: первая история в спектакле есть, второй нет, но это неважно. Манера, в которой Гришковец и Цекало поочередно пересказывают новеллы и стихотворения Эдгара По, позволяет выбирать сюжеты наугад — ну или почти наугад: при желании можно поискать сквозную тему, но смысл театрального фокуса, конечно же, не в этом.

Игру в перевирание своими словами классических сюжетов Евгений Гришковец придумал давно, и на ней построен не только «По По», но и, например, идущая в МХТ «Осада». Оба спектакля были играны еще в кемеровском театре «Ложа», а «По По» вдобавок и в Новом Рижском театре, привозившем эту постановку на фестиваль NET. Поэтому в том «По По», что начали вчера показывать в театральном центре «На Страстном», самое любопытное — поглядеть на новенького.

Евгений Гришковец выводит на сцену Александра Цекало бережно, за ручку, как маленького мальчика, и в том, как Цекало играет, тоже есть что-то детское. Эта интонация спектаклю к лицу — а значит, партнер для игры выбран удачно. Но дело, конечно, не в одной лишь интонации. 

Профессиональный эстрадный артист не столько принял нехитрые чужие правила, сколько с удовольствием узнал в них знакомые: «По По» ведь и впрямь несколько дальше от театра, чем от конферанса, предполагающего похожую дистанцию между артистом и персонажем. И в этом смысле уже Цекало имеет право водить Гришковца за ручку, объясняя, что к чему, но деликатно не утягивая одеяло на себя.

С другой стороны, они существуют на сцене все-таки по-разному. Цекало играет, Гришковец делает вид, что нет, и эта разница формулируется в самой структуре спектакля: Гришковец рассказывает истории о ком-то другом, Цекало — всегда от первого лица, и даже выглядит он чуть более театрально, персонажно: белая рубашка, черная перчатка на правой руке. А короткие штанишки и кургузый пиджак Гришковца — его вполне привычный сценический образ, вот только шляпа в руках — деталь немного поновее.

«По По», в общем-то, тоже как эта шляпа, органично добавившая небольшой штрих к знакомому портрету. За несколько лет манера Гришковца успела полюбиться, стать модной, а потом и наскучить театральной Москве. Умный автор, всегда чутко, а иногда болезненно следивший за этой переменой настроений, выдержал паузу, достаточную для того, чтобы публика успела слегка соскучиться — и потому принять новую версию «По По» весело и благодушно. Не особенно обратив внимание на то, что Евгений Гришковец, кажется, впервые проговорил какие-то важные для себя вещи о смерти — и эстрадный артист Александр Цекало ему здорово в этом помог.
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001