Драматурги

Виктор Астафьев
Кен Людвиг

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Играем По

Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Евгений Гришковец с шоуменом и продюсером Александром Цекало знакомит столицу со страшными рассказами Эдгара По, рассказывая о том, как они помнятся человеку, не перечитывавшему их с детства. Спектакль так и называется — «По По». Писатель, увиденный глазами Гришковца, мало похож на создателя мира ужасов и мастера детективного построения сюжета. Но вот юмора в его рассказах явно прибавилось.

Евгений Гришковец, наверное, понравился бы Льву Толстому, очень не любившему пышный театр за зря потраченные деньги. Не любившему в балете голые ноги и плечи танцовщиков, в опере — пение (зачем петь, когда можно все сказать словами), в драме — ломания актеров. Великий еретик был твердо убежден, что любое впечатление может передать слушателям хороший рассказчик. 

Гришковец, пускающий кораблики в тазу, когда надо изобразить морские сражения, играющий бумажными самолетиками, которые самолично вырезает перед спектаклем, абсолютно и полностью соответствует концепции Толстого. Главное — рассказ. О вахте на морской службе. Или о праздновании Нового года, когда весь вечер в праздничной толпе ты стремишься почувствовать: ну, вот он! — и все бесполезно. А наутро полезешь в холодильник за вчерашним салатиком, отхлебнешь теплого шампанского, из которого выветрился газ. И вдруг пробьет: батюшки, а ведь Новый год наступил! Или о том разламывающем жизнь мгновении, когда понятно, что любовь напрасна, ее не удержать. И что остается: не разражаться же монологами Отелло! Садишься на детские качели в осеннем саду и повторяешь слова глупой детской песенки: зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка, со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок? Евгений Гришковец в своих спектаклях-монологах не столько рассказывал нам о незнакомом мире, сколько открывал новый способ восприятия мира знакомого. Последние лет пять мы, сами не очень того замечая, употребляем его порядок слов.

Может, именно поэтому Гришковец отошел от сцены, увлекшись чистой литературой, и, доигрывая старые спектакли, перестал выпускать новые. В театре образовалась лакуна. Нишу, созданную Гришковцом, как выяснилось, может заполнять только он сам. Но и самому, видимо, без театра «чего-то не хватает». Пообещав в следующем сезоне показать новый спектакль, сейчас он вернулся к старой идее «перерассказать» Эдгара По. Вместе с Александром Цекало они создали милое и стильное представление, где два обаятельных рассказчика, перебивая друг друга, рассказывают с детства знакомые истории, дополняя, украшая, искажая и свободно варьируя их. «Жена очень преуспевающему конгрессмену попалась отличная, рукодельница, прекрасно готовила, еще лучше разогревала!» Или:"Английская королева стояла у окна и думала: «Как хорошо, что Господь сделал меня английской королевой и подданные у меня англичане. Ведь могла бы быть — о, ужас! — немецкой королевой, и подданные сплошь были бы немцы!»

Этот спектакль тянет пересказывать, перебирать удачные обороты, неожиданные инверсии, напластования смыслов. «Заземляя» текст страшных рассказов Эдгара По, Гришковец придает его историям привычный житейский формат, превращая ужасы в ужастики. Страшный посланец судьбы ворон с его «никогда» превращается в тупую птицу-недотепу. Замуровывая друга, герой интересуется: «Ну, чего ты замолчал, обиделся, что ли?» А отравив дядю, герой просыпается с мыслью: как там дядя себя чувствует?

Давняя придумка, осуществленная еще во времена кемеровского театра «Ложа», за годы стала, наверное, печальнее. Даже приезжавший несколько лет назад в Москву рижский вариант «По По» был веселее. Герой Гришковца сегодня чаще задерживается на чем-то грустном, малообъяснимом: на «глазах, которые откуда-то смотрят в тот момент, когда рядом точно никого нет». Он ежится, когда ему описывают действия удавки, кинжала, ядов. И все-таки поддерживает «убийственный» разговор. «Сами подумайте, насколько приятнее быть убитым другом, чем врагом! Друг все сделает деликатнее, креативнее, уместнее как-то». Беседуя о самочувствии принявшего яд, два героя удаляются в глубину сцены, по ходу задевая развешенные колокольчики, чьи язычки специально подвязаны, чтобы не звонить.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001