ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Планета людей

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001
Сейчас в Москве сложился целый репертуар от Евгения Гришковца. Три пьесы он сыграл (поставил, оформил, монтировал декорации) сам, две сыграли и поставили другие. А последнюю — «Планету» — он поставил в дуэте с актрисой Вахтанговского театра Анной Дубровской. Потому что «Планета» — о любви, ее отсутствии и ее поиске, о любви «в состоянии сложившейся жизни». Без женщин тут не обойтись.

Когда Гришковцу понадобилась партнерша, ему объяснили — надо проводить кастинг, это профессионально. Но выбирать актрису, как «в супермаркете», наш Евгений не захотел. Наметил себе трех актрис, и первая же, кому он позвонил, согласилась (хотя Анна Дубровская не видела ни одного его спектакля). Актрисе пришлось не только играть, но и сочинять все, что говорит в спектакле ее героиня, — Гришковец только темы задавал: «я не пишу пьесу с диалогами, я создаю театр диалогов». Благодаря чему сохранились и личностная интонация, и искренность — все, что так сложно сымитировать. Согласно Гришковцу, нужно создать у актера иллюзию, что он и есть автор и творец.

Вычленять фабулу из лирического потока сознания, коими и являются спектакли Гришковца, — занятие неблагодарное, но все-таки. Он и Она — случайные жители огромного города. Их встреча — возможность, вероятность которой ничтожно мала. Для него она — женщина, которой нет в его жизни. Для нее он - мужчина, чей взгляд задержался на ней чуть дольше обычного, — не более.

Женщина болтает по телефону — выясняет отношения с подругой, кокетничает с неким любимым, а позже выплескивает на того же любимого горечь раздражения, сознавая с предельной ясностью, что в их отношениях наступило начало конца. Мужчина выскакивает на улицу, чтобы спастись от себя самого, ловит такси, мчится по шальному, сверкающему огнями городу, находит какую-то спутницу, зачем-то проводит с ней ночь, отрезвляя себя похмельным утренним вопросом: «А чего ты, собственно, хотел, когда выскочил вчера из дома?» Он облетает в собственных фантазиях эту планету людей, которые изобрели столько технологий, в том числе и любовных (жесткое порно, индийская «Камасутра» или. там. тайский массаж); но не находит на этой планете места, куда можно было бы убежать от себя и навалившейся на тебя пустоты. Он, точно пленку в реактив, опускает шаблонные фразы здравого смысла в горечь своего настроения, что проявилась вся абсурдность этого самого здравого смысла: «Заранее знаешь, что жизнь свое возьмет и ты успокоишься». Но что такое это «мое»?" Он иронизирует над свойствами памяти, которая легкомысленно теряет все накопленные богатства и услужливо подсовывает тебе детский стишок «Зайку бросила хозяйка…» — потому что ты запомнил его тогда, когда сознание твое было абсолютно чистым, опыт отсутствовал и память оставалось пустой. А теперь, когда тебе так надо объяснить себе себя, вспоминается только этот несчастный зайка.

Наверное, из «Планеты» могло бы получиться стильное пронзительное кино в духе «Мужчины и женщины». Такое броуновское движение людей в переполненном городе, откуда дотошная камера выхватывает поочередно Его и Ее - две элементарные частицы городского населения, две судьбы, которые никогда не пересекутся. Никто ведь не давал гарантий, что твоя вторая половина обязательно найдется.

Для своего лирического героя Гришковец придумал сценическую метафору — маленький спутник (игрушка на палочке), который «летит» над планетой и сигналит о своем присутствии. В финале спутник засмотрится в окно, за которым живет женщина, а потом быстро юркнет к ней в комнату и уткнется в ее подушку. Вместо убойного хеппи-энда «новый сентименталист» Евгений Гришковец предлагает нам надежду.
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001